banner_4

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЬЮТОРСКАЯ ШКОЛА

INTERNATIONAL TUTOR SCHOOL

ИЗРАИЛЬ    2013

 

ДНЕВНИК    

МЕЖДУНАРОДНОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЕЗДКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

 

 

Автор дневника:

яЕлизавета Роменская – тьютор группы.

Краткая информация об участниках поездки:

Надежда Столярова – руководитель образовательной программы поездки,  консультант по развитию некоммерческих организаций Российского Управленческого Сообщества, карьерный коуч, карьерный консультант, член Ассоциации карьерных профессионалов;

Елизавета Роменская – тьютор группы,  Московский институт открытого образования, мл.науч.сотр, магистр по направлению «Тьюторство в сфере образования», аспирант кафедры Тьюторское сопровождение образовательной деятельности;

Бенгардт Анастасия Александровна – ассистент на кафедре психолого-педагогических дисциплин, ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (Челябинский государственный педагогический университет);

Василенкова Наталья Евгеньевна – заместитель директора по учебной работе, ГБОУ СПО города Москвы Коммерческо-банковский колледж №6 (ГБОУ СПО КБК №6);

Кондратьева Ольга Геннадьевна – д.п.н., доцент, зав. кафедрой профессионального образования и экономики образования ОГАОУ ДПО ИПКРО, г. Иркутск;

Морозова Елена Магомедовна – методист в ГБОУ СОШ города Москвы № 830;

Копейкин Юрий Константинович – директор ГБОУ СПО Технологический техникум №49;

Харитонов Моисей Маркович – тьютор, Международный институт менеджмента ЛИНК, Московская область.

___________________________________________

С 1 по 9 ноября я, Елизавета Роменская, выпускник магистратуры «Тьюторство в сфере образования», вместе с карьерным консультантом и коучем Надеждой Столяровой ездила в профессиональную образовательную поездку в Израиль с группой педагогов, управленцев и тьюторов (часто все эти позиции совмещались в одном человеке). Я хотела бы немного рассказать о небольшой части своих впечатлений, чтобы вы могли прикоснуться к моему приключению.

Особенности обучения и жизни, которые можно выделить после небольшой экскурсии по одному из зданий территории Еврейского университета и разносторонним разговором с преподавателем, а также просто некоторые наблюдения из жизни и обобщение всего того, что довелось увидеть, услышать и почувствовать в Израиле:

 

  • Набор дисциплин осуществляется самим студентом. Основные дисциплины зависят от выбранной специальности, но в вариативном компоненте (который занимает немалую часть) никто не ограничивает. Необходимо отучиться определенное количество курсов (так в Израиле называют предметы или дисциплины) за любое количество времени.
  • Ответственность за обучение лежит на студенте. За ним никто не будет бегать, узнавать его проблемы и сложности. Если таковые имеются, студент самостоятельно идет в соответствующий орган университета, где ему помогают с возникшими трудностями.
  • Преподаватель может предлагать любой авторский курс. Если не наберется определённое количество студентов в данном семестре, курс не откроют, но в следующем семестре группа может набраться.
  • Для преподавателей существуют широкие рамки: не ведется никаких специальных проверок качества работы в течение семестра, чаще всего на занятия не ходят никакие проверяющие. В случае недостаточного качества обучения студенты других групп, младшие студенты об этом узнают с помощью «сарафанного радио».
  • В конце каждого семестра к студентам приходит представитель деканата, чтобы произвести анонимный опрос о работе преподавателя на данном курсе.
  • Очень интересное пространственное оформление территории: ботанический сад, инсталляции на территории и в зданиях, каждая зона (холл) оформлена отдельно, все они разные; комнаты для обучения многоугольные.
  • В пространстве витает расслабленное состояние, возможно, из-за свободы выбора; люди не бегают, хотя территория довольно большая; отдыхают, общаются, сидя на траве или на дорогах, многие студенты обедают из принесенных с собой лоточков.
  • Состояние осознанности и целостности личности формируется с трех лет (начиная с детских садов), студенты вольны решать все вопросы самостоятельно.
  • Вокруг происходит некая «проба жизни»: родители мало что запрещают, дети играют, где и чем хотят – т.о. нарабатывается личный бытовой жизненный опыт.
  • Нет никакого рейтингования студентов, указания на первого и последнего из списка.
  • Все высшее обучение платное. Для нуждающихся и стремящихся учиться учреждены стипендии, выплачиваются гранты.
  • Формы обучения: лекции, семинары (практика) и упражнения. Последние – это отработка пройденного материала, причем преподаватель необязательно будет присутствовать при этом. Также задается очень много домашних заданий, без выполнения которых часто нет смысла приходить на занятия неподготовленным, особенно в малых группах.
  • Не существует звонков на уроки, пары начинаются по времени.
  • В целом студенты обучаются 3 пары в день (24 часа в неделю). Но большая часть обучения приходится на самоподготовку.
  • Педагог работает от 8 часов в неделю, но для всех преподавателей обязательной является научно-исследовательская работа.
  • Во время занятий не запрещен перекус или обед, занятия могут проводиться в холле, на улице.
  • Списывание почти приравнивается к отчислению из учебного заведения – это актуально для любой ступени. Ученикам не приходит в голову списывать или советоваться по вопросу на контрольной работе, потому что это строго наказывается.
  • Каждый кабинет обязательно оснащен техникой, где-то она очень профессионального уровня.

 

Некоторые пункты, на мой взгляд, особенно показывающие индивидуализацию образования, я выделила цветом. Причем, речь идет не только  о школьниках, студентах, но и о детях, а преподавателях. Конечно, много нюансов, нужно быть в этой среде и попытаться разобраться, как все обстоит на самом деле. Конечно, речь идет о жизни людей, и эта жизнь не лишена трудностей, которые необходимо преодолевать. Однако, стоит заметить, людям предлагается помощь часто даже на уровне государства. В силу исторических обстоятельств страна дорожит каждый человеком и признает ценность и уникальность каждого, и люди действительно себя так чувствуют. Если необходимо, они не боятся просить помощи и поддержки.

Таким образом, получается, что вся жизнь пронизана «тьюторством» - для детей все пути открыты, с малых лет формируется осознанность, субъектность; избыточность, вариативность и открытость – те самые принципы, на которых мы настаиваем, - в Израиле в порядке вещей.

 

 

израиль2Израиль – небольшая страна, и заселена везде (кроме пустыни) равномерно. Когда кто-то говорит о долгом пути, я спросила – сколько километров? Ответом мне было – примерно пятьдесят. Я улыбнулась, подумав о расстояниях Подмосковья. И в другой день произошел следующий разговор.Едем в такси от одного пункта до другого, постоянно разговаривая с водителем о быте, о традициях, укладе жизни. Надежда начинает в разговоре: «А из нашего окна…», - водитель подхватывает: «… Иордания видна». Все улыбаются, Надежда: «А из нашего окошка…», - водитель продолжает: «… только Сирия немножко».

*Иллюстрация: Иерусалим, фотограф Е.Роменская.

 

Дорогие друзья, педагоги, тьюторы, думающие родители – подарите себе образовательное путешествие! Подробнее про международные поездки читайте здесь:

images (10)

 

___________________________________________

ЗАМЕТКИ 

День первый:

Наше путешествие началось!

Все участники воссоединились в отеле. Мы проживаем в городе Нетания. Пятница, мы попали в Шабат, люди целыми семьями гуляют, все очень нарядные. В нашем отеле много народу, потому что многие семьи выезжают на выходные с семьей отдыхать.
Дети на улицах гуляют допоздна, ведь впереди два выходных. Даже самые маленькие сидят и играют прямо на асфальте, и родителей это не пугает, ведь вокруг очень чисто.
Немного прогулявшись по центральной улице Нетании, мы, в составе всей группы, садимся за столик в кафе, который стоит на этой, самой центральной  улице. Благодаря Надежде, тьютору группы, к нам присоединилась Лина, которая уже почти 20 лет живет в Израиле. За ужином мы узнаем, что сын Лины учится в школе, где у каждого ребенка есть ноутбук, и, похоже, принцип индивидуализации образования здесь является одним из основных.

 

День второй:

В еврейском университете мы побывали под руководством Ильи Лурье. Илья провел нас по всей территории, которая оказалась очень располагающей к отдыху. Большую часть территории занимает искусственно созданный ботанический сад, многие названия растений которого подписаны на табличках рядом. Также через всю территорию протекает несколько ручьев, созданы небольшие фонтанчики, водопады.

По ходу экскурсии мы встретили немало студентов, сидящих на траве или прямо на камнях. На территории находятся несколько кампусов. Мы побывали в некоторых зданиях, и все они отличаются неординарным оформлением, планировкой и архитектурой. По большей части, это небольшие холлы, каждый из которых оформлен инсталляциями, картинами. Везде по пути и в холлах есть возможность присесть на полукруглых лавочках, амфитеатрах, за столиками. В такой холл выходят двери аудиторий. Каждый из холлов имеет свою нумерацию, соответственно которой пронумерованы аудитории.

Часто встречаются кафе, кофейни. Илья объяснил нам, что они выигрывают тендер - разрешают размещаться тем буфетам, которые предложили наиболее выгодные цены для студентов.

Поступившие студенты в течение первых двух недель набирают себе дисциплины, или курсы. Среди них есть обязательная небольшая часть, остальное на выбор студента в зависимости от того, какую специальность он хочет получить. Все высшее образование платное, и студент платит за год вперед. У него есть возможность выбрать максимальное количество курсов, выше которого за данную оплату брать нельзя. Студент может взять меньше курсов. Обучение заканчивается тогда, когда пройдено определенно количество курсов и сданы экзамены по ним. Таким образом, длительность обучения может корректироваться в зависимости от личного темпа.

Обычно первая ступень должна быть пройдена за 3, максимум 4 года. Это не обязательно, но на таких сроках настаивает администрация. Вторая же ступень может растягиваться. Допустим, сам Илья получал ее 10 лет. Это связано не только с личным образовательным темпом, но и с финансовой ситуацией- почти всем студентам необходимо работать, и на это они ориентируются в распределении курсов во времени.

Надо отметить, что студенты, в основном, здесь намного старше российских студентов. После получения аттестата зрелости в школе (который сразу по окончании получают не все, а только около 65 процентов) или после окончания без аттестата чаще всего человек идет работать, а в 18 лет его призывают в армию. В армии служат и юноши, и девушки, и служить все хотят. Феномена "откосить от армии" здесь нет, все ровно наоборот: не служивший в армии вызывает подозрение, а отслуживший - уважение. Девушки служат 2 года, юноши 3 года. После возвращения из армии те, кто хотел бы получить образование, поступают в образовательные учреждения, но необязательно сразу. Поэтому средний возраст израильского первокурсника - 24-25 лет.

Первокурсник в течение первых двух недель составляет себе расписание, выбирая курсы, и может при этом консультироваться с преподавателями, которые помогут ему сделать верный выбор. После этого расписание на семестр фиксируется, не меняется в течение полугодия, в основе, все курсы рассчитаны на семестр, некоторые на год. Во время обучения студента особенно не контролируют. Официально посещение не отмечается, только по желанию преподавателя. Качество работы преподавателя определяется посредством опроса студентов в конце полугодия, этим занимаются представители деканата. Больше особого контроля не происходит, у преподавателя есть свобода в пределах своих занятий. Каждый преподаватель обязательно должен заниматься научной работой: писать статьи, монографии, книги. Попасть в штат преподавателей не так просто.

открытый университет--кафе на территории

 

*фото Е.Роменской

 

День третий:

Открытый университет. Преподавание здесь строится дистанционно. Этот университет во многом отличается от классических, и у него есть несколько интересных преимуществ.

В открытый университет можно поступить, не имея психометрического теста (это немного похоже на наш ЕГЭ, но проверяет не только знания, но и логику, абстрактное мышление и т.п.). Сначала студент записывается на 1 или 2 курса, проходит и сдает экзамен, после этого он может набирать нужное количество курсов на год.

Чтобы получить степень, как и в других университетах, необходимо закончить определенное количество курсов с определенным уровнем сложности. Но здесь абсолютно не имеет значения, на сколько растянется срок обучения ни для какой степени, в том числе для первой (в отличие от классических университетов). Большое преимущество в том, что поступить можно, не имея психометрического теста, но при этом после окончания некоторого количества курсов можно перевестись в классический университет. Обычно такой путь в отрытом университете занимает год.

Немногие знают об этой возможности, но при этом статистика такова, что каждый год поступает примерно 10 тысяч студентов, а заканчивает открытый университет каждый год только около 4 тысяч. Во многом это происходит именно из-за перевода в другие вузы. По поступлении студент получает по почте пакет учебных материалов, логин и пароль для своего онлайн пространства, где он также может видеть все учебные материалы.

Открытый университет -- единственный в Израиле, издающий учебники. По этим учебникам учатся и другие вузы.

На каждом курсе есть преподаватель, примерно на 30 студентов. Преподаватель читает лекции, которые записываются, в студиях, сполна оснащенных оборудованием. на лекции студент может задать вопросы, и все лекции записываются и выкладываются на сайт данного курса. При этом каждый год новый цикл лекций читается онлайн заново.

Для каждого курса также существует координатор, который пишет для курса контрольные работы, экзамены и т.п. С определенной периодичностью студенты пишут контрольные работы - без ограничения времени, у них только установлен дедлайн. Лектор проверяет контрольные работы и дает обратную связь для группы и индивидуальные результаты высылает каждому студенту.

Учебники для курса разрабатывают старшие научные сотрудники, которые не занимаются непосредственно обучением студентов. Все материалы обучения постоянно обновляются: каждый год пишется новый экзамен, новые контрольные работы, обновляются учебники.

По стране есть учебные центры, в которые студент приходит сдавать экзамен по курсу. В других странах принимают консульства и посольства. Во время экзамена студент письменно задает вопрос, надзиратель его записывает и звонит преподавателю, и тот отвечает. Если необходимо, университет гибок, и может подстраиваться и всячески помогать студенту. Поэтому обучение возможно для людей с ОВЗ (об этом будет рассказано отдельно), многие проходят обучение в открытом университете в армии.

Очень важно, что университет готов помогать студентам, дает стабильную обратную связь и постоянно актуализирует свои учебные материалы. При этом избыточность налицо - всего примерно проводится 700 курсов для различных специализаций.

открытый университет-библиотека

*фото Е.Роменской

 

 День четвертый:

Сегодня мы посетили университет Технион, который входит в сотню любого мирового рейтинга. В отличие от гуманитарных отделений, обучение в нем намного более сложное, и многие студенты проходят обучение, рассчитанное на 3-4 года, за более долгие сроки.

Для меня оказалось интересным, что существует ставка академического консультанта (или советника), к которому можно обратиться при возникновении различных проблем: материального характера, трудностей в обучении, большой нагрузки, в составлении расписания. При возникновении материальных проблем университет рассматривает каждый случай отдельно и помогает стипендиями на обучение.

Также практикуется обучение студентов младших курсов старшими студентами. За это обучающий студент получает плату, но для студентов младших курсов это намного дешевле, чем брать частные уроки репетиторов.

 

Студенты университета:студенты израиля

*фото Е.Роменской

 

 

 

Наблюдения участников группы:

Харитонов Моисей Маркович – тьютор,

Международный институт менеджмента ЛИНК,

Московская область.

_____________________

Содержательные беседы состоялись с координатором программы для русскоговорящих Международной школы Техниона.

Основной мотив выбора представителями разных стран Техниона для обучения – высокий авторитет учебного заведения, отраженный в

а) признанных рейтинговых списках;

б) фактах признания известными компаниями выпускников Техниона.

В структуру Техниона входят 42 исследовательских центра, разработки которых воспринимаются ведущими мировыми компаниями high-tech. Многие компании имеют в своей оргструктуре т.н. «студенческие  позиции» - места для студентов Техниона. Выгода для всех: компания получает сравнительно дешевого работника, уже достаточно квалифицированного и, главное, с не замыленной креативной головой; студент получает ясную и надежную карьерную перспективу; учебное заведение – опыт и авторитет.

Годовая стоимость обучения для русскоязычного студента – около 12 тыс. долл.

Преподаватели, хорошо осведомленные о состоянии и тенденциях в науке и производстве,  разрабатывают собственные программы, которые представляются для утверждения в экспертный совет. Такая практика позволяет сочетать преподавательский энтузиазм с интересами государства, озабоченного обеспечением собственной экономической и культурной состоятельности и обеспечением своей роли в международном сотрудничестве.

У студентов изначально (от момента выбора для себя этого учебного заведения) присутствует высокий уровень замотивированности на взращивание своей компетентности. Сотрудничество с преподавательским корпусом, с компаниями-заказчиками разработок поддерживает такую замотивированность. Это освобождает от необходимости мелочного формального контроля типа регистрации присутствия на лекционных занятиях.

Одно из названий учебной программы Техниона – «Инженеры без границ»; студенты и выпускники работают во множестве стран; в 2014 откроется кампус Техниона в Китае – преподаватели от Техниона (израильтяне и граждане других стран), студенты - китайские.

 

 

 

Участница группы Анастасия Александровна Бенгардт

(ассистент на кафедре психолого-педагогических дисциплин, ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» (Челябинский государственный педагогический университет)

делится своими впечатлениями от Еврейского университета:

________________________

Еврейский университет в Иерусалиме расположен в красивейшем месте на Горе Скорпус.

От входа на территорию кампуса открывается вид на золотой город с интересной и сложной историей. Сам университет так же имеет богатую историю. Территория университета наполнена спокойствием: уникальный ботанический сад с амфитеатром для учебы, бережно  сохраненный археологический памятник, окутанный легендами, необычные архитектурные решения, свободные холлы, удобные аудитории, все это располагает к раздумьям, настраивает на продуктивную работу.

 За временем занятий следит преподаватель и студенты, потому как нет звонков.

Интересно построено обучение: в результате, оценке на экзамене, получении знаний заинтересован студент; преподаватель ведет и направляет. Не смотря на то, что университет государственный, у него много спонсоров, их имена  в большом количестве можно увидеть на стенах в холлах, либо при входе некоторые корпуса.

 Преподаватели довольно демократичны, однако пользуются большим уважением. В университете большое количество центров, которые занимаются исследованиями, при  этом их сотрудники не занимаются преподавательской деятельностью.

Преподавание ведется на иврите, за исключением международного факультета, где учатся студенты со всего мира по разным программам, которые готовят к дальнейшему обучению в Израиле. Для меня очень важной показалась атмосфера доверия :

-доверие преподавателю: его знаниями профессионализму,

-доверие студенту: его пытливости и открытости, и поддержка которая будет оказана при любой необходимости.

 

 

 

Елена Морозова делится впечатлениями от встречи с Михаэлем, учеником 7 класса израильской школы, который учится в классе для одаренных детей.

____________________________________
С 01 по 08 ноября 2013 г. я приняла участие в Международном ознакомительном семинаре "Зарубежные образовательные системы: практики индивидуализации в общем, профессиональном и высшем образовании государства Израиль".
Одним из ключевых моментов ознакомления участников нашей группы со школами Тель-Авива была встреча с учеником израильской школы Михаэлем и его родителями. Множество практических советов, интересный рассказ об одноклассниках, педагогах, системе обучения и воспитания - помогли нам составить представление об Израильской школе "глазами ребенка". 
Если говорить о сравнениях, то израильские школьники - такие же дети, как и российские: учатся с 8.30, носят форму (футболку с логотипом школы), ходят в кино и музеи, ездят на экскурсии, любят читать и мечтают учиться в Университете. Система оценивания, количество выпускных экзаменов, организация обучения, внеурочной и досуговой деятельности имеют некоторые отличия. Но у Михаэля мама из России, и он уже, в свои 13 лет побывал в Москве, Туле, а также в некоторых странах Европы. Израильтяне очень любят путешествовать.
В заключение встречи наши тьюторы - Надежда и Лиза - вручили Михаэлю подарок от нашей группы и книгу на русском языке, что очень обрадовало мальчика и его родителей.

 

 ЕЩЕ БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИЙ ИЗ ПОЕЗДКИ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ НА СТРАНИЦЕ ФОТОДНЕВНИКА. НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ:

 КНОПКА СТРЕЛКА

 

Подробнее про международные поездки читайте здесь:

images (10)

 

визитка 2

 

 ПОНРАВИЛАСЬ СТРАНИЦА? СТАВЬТЕ "ЛАЙК" - АВТОРУ БУДЕТ ПРИЯТНО!

ПОЯВИЛИСЬ ВОПРОСЫ? ПРЕДЛОЖЕНИЯ? ПИШИТЕ КОММЕНТАРИЙ!

 

0 комментариев к “Дневник поездки в Израиль ноябрь 2013г

Добавить комментарий

Цена:
Описание:
Заполните форму

Яндекс.Метрика