ШАПКА 2 уменьшенный размер

 Как выбрать школу. Секреты успешного учения. Семейное образование. Профессиональный рост педагогов. Тайм-менеджмент обучающих родителей. Тайм-менеджмент педагогов. Тьюторское сопровождение дошкольников, школьников, студентов. Инклюзивное образование.

НЕДЕЛЯ  БЕСПЛАТНЫХ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  КОНСУЛЬТАЦИЙ

 

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

27-31 января 2014 года

 

ВНИМАНИЕ!

АКЦИЯ ЗАКОНЧЕНА!

КОНСУЛЬТАНТЫ ГОТОВЯТ ОТВЕТЫ!

Материалы Акции можно заказать и бесплатно получить, заполнив подписную форму ниже.

 

 

Если это про Вас:

  • Воспитываете и обучаете дошкольника и хотите знать, как поддержать и развить его познавательный интерес.
  • Остался год или два до школы и стоит вопрос, как ее выбрать.
  • Ваш ребенок пошел в первый класс, и вопросов стало еще больше.
  • Вы учитель и хотите помочь своим ученикам найти себя.
  • Ваш ребенок или ученик не хочет учиться.
  • Сложная ситуация. Не знаете, что делать.
  • Хотите больше узнать о тьюторском сопровождении в образовании.
  • Ищете свой профессиональный педагогический путь

 

То Вы попали по адресу! 

  • Неделю бесплатных письменных консультаций проводят педагоги – специалисты,  эксперты, входящие в двадцатку лучших по отдельным направлениям по стране.
  • Мы помогаем решать те проблемы, которые решали сами!

 

Ваши консультанты:

Инна Вячеславна Карпенкова

PICT1651res

Кандидат социологических наук, психолог, тьютор, автор книги «Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребёнка с особенностями развития. Из опыта работы»

 

Темы консультаций:

  • Особенности детей с ОВЗ и работа тьютора с ними (конкретные случаи — как быть в той или иной ситуации).
  • Тьютор для детей с ОВЗ и учитель класса — работа в команде.
  • Принципы адаптации учебного материала для детей с ОВЗ.
  • Ребенок с ОВЗ в инклюзивной школе и тьютор — успешное решение для школы. Как организовать учебный процесс.

..

Мария Юрьевна Чередилина

мАРЬЯ 130ПИКСЕЛЕЙ

Кандидат педагогических наук, руководитель Международной тьюторской школы, Федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциаций, автор многочисленных научных и популярных публикаций, соавтор книги «Профессия “тьютор”», разработчик программ обучения педагогов, ведущая вебинаров.

Темы консультаций:

  • Выбор семьей образовательного будущего ребенка, формы образования, школы.
  • Образовательное проектирование.
  • Современные образовательные технологии.
  • Проектирование и экспертиза образовательной (социокультурной) среды образовательного учреждения.
  • Введение тьюторского сопровождения в практику работы образовательного учреждения.
  • Внутренние системы повышения квалификации педагогов.
  • Проектирование и экспертиза изменений образовательного процесса и образовательной среды образовательного учреждения.
  • Тайм-менеджмент обучающих родителей и педагогов.

 

.

Татьяна Валерьевна Толоконникова

t_tolokonnikova

Мама троих детей, практик и организатор семейного образования, разработчик программ обучения обучающих родителей, ведущая вебинаров, автор публикаций и видеокурсов.

Темы консультаций:

  • Если Вы задумываетесь о форме семейного образования для своего ребенка, то Вы получите достаточно информации, чтобы сделать осознанный выбор.
  • Если практикуете семейное образование, но чувствуете себя не очень уверенно, то Вы сможете обрести недостающую уверенность.
  • Если Вы убежденный сторонник семейного образования, то сможете расширить круг единомышленников.

 

.

Максим Владимирович Буланов

максим Буланов на сайт ипег

практикующий тьютор,
аспирант МПГУ, разработчик и ведущий тренингов, преподаватель
словесности.

Темы консультаций:

  • профессиональное самоопределение подростков и
    студентов; работа с образовательными целями;обзор образовательных онлайн ресурсов; как составить портфолио старшеклассника; основные шаги в выборе ВУЗа.

.

Алла Константиновна Дяченко 

аЛЛА2

педагог, преподаватель математических дисциплин, выпускница магистратуры по направлению "Тьюторство в среде образования", аспирант Московского Института Открытого Образования, разработчик образовательных проектов для школьников.

Темы консультаций:

  • построение Индивидуальной Образовательной Программы школьников, абитуриентов и студентов, определение образовательных целей и задач;
  • основные вопросы и методики профориентационной работы со старшими школьниками и студентами;
  • предпрофориентационный этап работы с ребятами 5-8 классов;
  • сторителлинг как технология работы со старшеклассниками;
  • проведение образовательных игр со школьниками.

.

Елизавета Алексеевна Роменская 

я

магистр по направлению «Тьюторство в сфере образования», аспирант кафедры Тьюторское сопровождение образовательной деятельности, педагог по биологии и географии.

Темы консультаций:

  • Работа с препятствиями достижения целей, варианты их преодоления
  • Определение ориентиров (на что человек ориентируется при выборе - референтная группа, ценности, качества личности, родители и т.п.)
  • Анализ возможных рисков выбора и методы их компенсации
  • Возрастная специфика работы тьютора
  • Образовательная навигация, самоопределение
  • Соотнесение собственных интересов и возможностей с возможностями образовательной среды

..

Анастасия Александровна Шевчук

А.Шевчук на сайт

магистрант Московского педагогического государственного университета по направлению «Тьюторство в образовании» педагог, психолог.

Темы консультаций:

  • Профориентация старшеклассников;
  • Личностное и творческое развитие педагога;
  • Построение Индивидуальной Образовательной Программы старшеклассников, определение образовательных целей и задач;
  • Работа по самоопределению;
  • Проведение образовательных игр со школьниками.

..

Примеры вопросов и  ответов наших консультантов

 .

ВОПРОС:

- Как мотивировать ребенка, 1 класс,на семейном обучении делать ежедневные рутинные задания - например прописи. И не растягивать занятие на весь день. Когда сосредотачивается, то делает задания легко и с интересом. Как создать учебную атмосферу? Или наоборот не нужно? Когда садится не хочет заниматься все сразу не получается и начинает на меня срывать злость, чего обычно не бывает. Сделали план на неделю, мол выбирай чем заниматься и когда...так все растянула на день и чувствую к концу недели не успеет.
Во многом проблемы как у других - организация занятий при младшем ребенке и желании поиграть.
"процесс с математикой и русским растягивается на полдня...Я ее не ругаю (но пару раз за две недели уже срывалась ((((( ), не приказываю, стараюсь как-то отойти от "школьных" рамок.
В школе было как: не сделаешь - поставят двойку, отругают. И все делалось под страхом "казни" :) А тут вроде как расслаблено все.
Возможно, я тороплю события, но хочется какой-то большей организованности. И ее желания учиться. Возможно, я не очень еще уверена в себе, в своих возможностях. И технический вопрос: обязательно ли письменные задания выполнять "красиво" и "как полагается"? или достаточно, чтоб было понятно, а "как полагается" уже тренироваться время от времени и акцент на этом сделать перед аттестацией? Спасибо"

________________________________________________________________

ОТВЕТ:

-Добрый день,… жаль, что нет возможности обратиться к Вам по имени.
1. Попробуйте сыграть на разнице в возрасте. Я поняла, что у Вас есть младший ребенок близкого возраста. Вот и проведите «психологическую границу» - Ты – старшая, а значит ответственная, значит игра для тебя только средство общения с младшим, а не сама по себе ценность.
Чтобы совет сработал, нужно выполнить несколько условий:
• Такую установку должны разделять се члены семьи, нужно, чтобы они ее подчеркивали. На игры смотрим с укоризной.
• Новый статус не может прийти одномоментно, его нужно поддержать и его появление должно стать событием. Придумайте, как и когда это случится, например: во время большого забега в игру в каком- то центре состоится ритуал прощания с игрой, после того как передаст свои игрушки младшему (упаковка, слова, м.б. и слезы), в ходе дня рождения и пр.
• Для ребенка важна вещно-средовая компонента: теперь есть стол для занятий, Свои книги, комната и пр., куда нельзя младшему.
Если чувствуете, что это все не ваше, что этих условий Вам не создать, то присмотритесь – готова ли дочка к школе. То, что ребенок не может сосредоточиться на занятии, не доиграл, сердиться на Вас по поводу требований, хотя Вы наверное убеждаете, объясняете и пр. – признак неготовности. Большего сказать не могу – Вы мало написали о девочке. Особо не понятно был ли опыт обучения в школе, чем и как закончился. Вполне возможно, присутствует травма и нужно проводить реабилитацию. В любом случае вот еще совет с чего начать.
Опора для обучения в начальной школе, конечно, интерес. Найти его – решить вторую часть задачи по реабилитации, т.к. уход от.. нужно осуществить на какую-то «твердую почву». Интересы в этом возрасте не стабильны, ситуативны, еще зависят от участия взрослого. Ребенок станет чуть старше и тогда ему можно указывать на то, чем занимаются другие, что они делают привлекательного, строить конкурентные отношения. Пока проводите время вместе (хотя бы два часа в день), идя навстречу интересам дочки. Так и начинайте: «Доча, вот сейчас у меня есть два часа, могу с тобой их провести. Чем займемся?». Если предложений с ее стороны не возникнет, то нужна заготовка – Ваша инициатива. Конечно, подбирайте занятие, которое может вывести на виды деятельности близкие к школьным – рисовать, писать, сочинять, читать, лепить, упражняться в спортивных играх. Это успеете под гнетом аттестации. Надеюсь, что в вашем договоре нужно сдавать что-то не больше 4 раз в год! Если вы встречаетесь с учительницей чаще, раз в неделю, то приготовьтесь спокойно отнестись к тому, что какое-то время Ваш ребенок побудет троечником или неуспевающим. Да, если он получил травму, то побудет отстающим какое-то время - он отстает от всех. Для многих девочек это, кстати, хороший стимул к совершенствованию.
Понятно, что любой интерес нужно перевести в учебное отношение. По классике учебной деятельности (Вы можете прочитать работы психологов Эльконина Д.Б, Цукерман Г.А.) это значит, что ребенок понимает ЧЕМУ он сейчас учится. Но есть условие – это должно выражаться в его обращении к Вам. Примерно так: «мама, я вот поняла, что никак не могу запомнить сколько 5 и 8». И тут вы можете помогать – изобретать способы, придумывать упражнения, ну или просто контролировать как она запоминает, помогает себе и пр.
2. Чтобы создать учебную атмосферу рекомендую поработать с пространством, где происходит обучение.
• Поляризуйте его: игра в одном месте, а учеба требует сосредоточения значит в другом. Но правила нужно устанавливать вместе. И потом поддерживать всем.
• Найдите место и форму, в которой результаты работы самые лучшие (у некоторых на кухне пока мама варит обед, к некоторых при закрытых дверях в своей комнате, у некоторых с няней и пр.). Сравните результаты проб от этих поисков и проанализируйте вместе с ребенком. После этого сделайте такие занятия правилом.
• Организуйте рабочее пространство как удобно ребенку, а не Вам – обсудите тонкости типа: куда повесим часы, чтоб тебе было видно как много времени уходит на выполнение задания (некоторые предпочитают будильники ставить прямо рядом с тетрадью);где займет место притягательная, но пока не сделаешь уроки недоступная вещь, например, игрушка; куда ставим ноги, чтоб удобно было сидеть; что мешает?. Само Ваше внимание и «поход» навстречу пожеланиям ребенка покажут ему Ваше заинтересованное и серьезное отношение.
• Обязательно сделайте над столом или где-то возледоску достижений и результатов, куда можно поместить особенно удавшиеся задания, поделки, потом дипломы и грамоты. Лучше, чтобы это место было не парадно-открытым, а оформлялось самим ребенком.

3. Поработайте с черновиком, но не по принципу «все сделай на черновике, я проверю, а потом перепишешь»! только не это! Просто делите тетрадь на две половины (левый лист и правый), подпишите, например, левую - «Я уже могу», а вторую – «Черновик» или «Сомневаюсь». И пусть перед выполнением задания девочка подумает, что написать слева, а что справа. Обязательно оговорите, что проверять черновик не будете, там место тренировка. Если возьмет какую-то часть планирования на себя, то станет немного ученицей. Ведь ученик – тот, кто работает с собой и, конечно, лучше, если он делает это по своей инициативе.
И в заключении хочу пожелать Вам не нервничать: программу первого класса можно освоить за пару месяцев – говорю как бывшаяучилка начальной школы. Там нет ничего сложного. Я вообще сторонник альтернативного хода: заниматься с интересом формами культурного поведения (термин Выгодского Л.С.). В первую очередь – сочинительством - это детям интересно: придумывать истории, потом хотеть их записать, потом их проверять и усовершенствовать свое письмо и орфографически и каллиграфически. Сочинять можно и математические задачки - особенно весело с папами сочинять какую-нибудь ерунду про стройку, магазин, а потом увидеть, что не все есть задача. Ну и, конечно, читать. С этим в наше время самое трудное: все смотрят телек, компьютер, не поймешь как быть с книгой. Тут нужно чтобы в доме были такие общие привычки, чтобы кто-то слушал. Но сначала, когда плохо получается обращал внимание на то, что говорят слово не так как пишут – это и залог будущей орфографической зоркости и грамотности. Главное в этой работе – нащупать интерес и проявить познавательное желание ребенка. А проще всего показать, что ребенок чему-то учиться на достижениях в области движения: сегодня вот так прыгаешь, а через неделю уже вот как… Как это произошло, что делал для этого? А теперь давай разложим то, чему учишься, когда прописи заполняешь и пр. Параллельно понемногу, не напряжно (норма выполнения одного задания в первом классе -7-10 минут, не больше) показывайте, что нужно к аттестации – оформите это как место тренировки умения, которое нужно будет показать в школе. Этому можно отдать, например, один день в неделю.

Желаю удачи,

Евгения Волошина.

 

 .

ВОПРОС:

-Как мотивировать ребенка на самостоятельные занятия. 8лет, первый класс отучились в школе, где все желание учиться напрочь у ребенка прошло.Сейчас перевелись на заочную форму. В какой форме заниматься, чтоб снова появился интерес, насколько важно придерживаться школьной программы или просто следовать вопросам юного почемучки? И еще в управлении образования нам отказали в семейной форме обучения потому что нет тьюторского образования у родителей. Ну может подскажете где и как можно получить корочки?

___________________________________________________________________

ОТВЕТ:
-Добрый день, Ольга. При анализе Вашего обращения ключевой момент для меня содержится во фразе «…где все желание учиться напрочь у ребенка прошло.» Также обращаю внимание, что Вы ничего не написали о дочке, даже как ее зовут. Оба факта очень важны, т.к. теперь в фокусе Вашего внимания не столько программа, учебные предметы, сколько Ваша дочь – она ценнее и интереснее всего. Поэтому первый совет: уходите от суетливости, от внешних ориентиров, укрепляйте ваши с ней связи, понимание. Как учитель начальной школы (в прошлом) заверяю Вас, что при устойчивом и стабильном учебном отношении (что это скажу позднее) годовую программу по основным предметам можно осилить за пару месяцев. Там нет ничего сложного, конечно, при условии, что ребенок здоров, нет серьезных задержек развития и речевых нарушений.
На мой взгляд, Вы неверно ставите цель – мотивировать на самостоятельные занятия. Когда ребенок ходит в школу, то находится там Сам, представляет себя Сам и даже отчасти отвечает за семью, откуда пришел. Теперь, когда Вы решили учиться дома (надеюсь, что девочка разделяла Ваше желание), Вы взяли ответственность за учение и на себя. Она понимает это, и Вы не должны ждать от нее самостоятельности в учении. Даже в школе у хорошего учителя самостоятельное выполнение д.з. или работа на уроке ожидаемы не раньше начала третьего класса. Это особая динамика изменений позиции ученика, над которой еще нужно работать.
Ваша цель на сегодня, наверное, – реабилитация школьной травмы. Выпишите для себя причины, по которым, на Ваш взгляд, «отбили желание» и постарайтесь увидеть ситуацию объемно. Для этого спросите в спокойном (и м.б. неожиданном, без подводок) разговоре у дочки как она думает, что в школе было хорошо, а что плохо. Постарайтесь сначала зафиксировать ответы, а уж потом понимать их. Конечно, ребенок может говорить об одном, а за этим стоит другое, но постарайтесь устроить «откровенный разговор». Поговорите с учительницей – теперь, когда время принятия решения и пр. уже прошло, м.б. она сможет более точно (лучше без лишних эмоций, в одно предложение) сказать «что это было, как так вышло». Сопоставьте все полученные сведения и потом проанализируйте. Вам нужно найти те места, которые еще «болят» и не провоцировать возвращения к ним при домашнем обучении. Даже если это самое ценное для Вас – например, читать или выводить буквы и пр.
Опора для обучения в начальной школе, конечно, интерес. Найти его – решить вторую часть задачи по реабилитации, т.к. уход от.. нужно осуществить на какую-то «твердую почву». Интересы в этом возрасте не стабильны, ситуативны, еще зависят от участия взрослого.Ребенок станет чуть старше и тогда ему можно указывать на то, чем занимаются другие, что они делают привлекательного, строить конкурентные отношения. Пока проводите время вместе (хотя бы два часа в день), идя навстречу интересам дочки. Так и начинайте: «Доча, вот сейчас у меня есть два часа, могу с тобой их провести. Чем займемся?». Если предложений с ее стороны не возникнет, то нужна заготовка – Ваша инициатива. Конечно, подбирайте занятие, которое может вывести на виды деятельности близкие к школьным – рисовать, писать, сочинять, читать, лепить, упражняться в спортивных играх. Но Боже Вас упаси, тянуть к тетрадкам и учебным книгам. Это успеете под гнетом аттестации. Надеюсь, что в вашем договоре нужно сдавать что-то не больше 4 раз в год! Если заочная форма значит, что вы встречаетесь с учительницей чаще, раз в неделю, то приготовьтесь спокойно отнестись к тому, что на период реабилитации Ваш ребенок побудет троечником или неуспевающим. Да, если он получил травму, то побудет отстающим какое-то время- он отстает от всех. Ну и хорошо!
Понятно, что любой интерес нужно перевестив учебное отношение. По классике учебной деятельности (Вы можете прочитать работы психологов Эльконина Д.Б, Цукерман Г.А.) это значит, что ребенок понимает ЧЕМУ он сейчас учится. Но есть условие – это должно выражаться в его инициативе. Примерно так: «мама, я вот поняла, что никак не могу запомнитьсколько 5 и 8». И тут вы можете помогать, а можете просто контролировать как она запоминает, помогает себе и пр. До этого пока далеко – советую начать после не менее недели игр по ее инициативе, при условии, что Вы честно выдержите игры, но не будете скрывать от дочки, что волнуетесь о другом. Я не могу сказать точнее, так как не имею сведения о ситуации.
Далее начать нужно с того, чтобы вы вместе планировали занятия (когда, чем, сколько времени будете это делать), но ВМЕСТЕ. Начните с вопроса «как ты думаешь, что у тебя получается лучше всего, что ты уже умеешь? Списочек оформите, украсьте даже, повесьте на видное место у рабочего стола. Потом, конечно, вопрос – а что еще нужно? Можно проанализировать ВМЕСТЕ оглавление учебника, но выйти на продуктивный объем – что можно сделать за неделю. Тоже зафиксируйте. Обязательно позвольте дочке выбирать, не бойтесь, что будет не по порядку – потом вернетесь, даже интереснее будет, если наткнетесь на непонимание, на нехватку сведений. Возможно, что две линии работы – учебная и игровая в вашем случае будут какое-то время идти параллельно.
Теперь отвечаю на вопросы.
Как я написала Выше, пока в вашей ситуации Вы – ответственный Взрослый, она идет за Вами. Основная задача – перевести ответственность за учение на нее. Да, на вопросы отвечать, ловить там интерес, за который она начнет отвечать сама.Тьюторская функция «включиться» у Вас, если Вы найдете место, где она будет за свой интерес отвечать. Не знаю как Вы поживаете и что это может быть: папино присутствие вечером (она рассказывает – он слушает); выезд в гости к одноклассникам или бабушке, где можно похвастаться успехами в своем интересе; участие в конкурсе и пр. Тут нужно идти на поиске «где живет этот интерес и ее напряжение».
Смычка с программой обучения будет в тот момент, когда для обслуживания интереса нужно будет читать, писать, считать. Для того, чтоб ее подготовить советую параллельно вести по-немногу занятия по учебнику, в какой последовательности все равно (лучше по ее выбору), пусть пока и с ошибками, присматривая краем глаза что и к какому сроку нужно сдавать в школе. Ищите свою систему, посмотрите на сайтах семейников - есть много рассказов как мамы устраивают занятия.
Управление образования сходит с ума – нет такого положения. Учиться на тьюторство можно и нужно. Не поняла где Вы живете, но постарайтесь найти книгу Э. ОБрайт. Стать тьютором. Москва, Ресурс, 2012. Там для практикующего дельные советы. Ее, по-моему, можно заказать через и-нет. Места обучения в Москве: АПКРО курсы повышения квалификации, магитстратура МПГУ на кафедре педагогики 92 года очно и заочно), МИОО кафедра «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности» ПК и переподготовка (2 года).

Желаю удачи,

Волошина Евгения.

.

ВОПРОС:

-Вопросов много, хотя о тьюторстве узнала неделю назад.
1. Как внедрять тьюторство дома? С чего начать? Дочери 1,5 года. Как выбирать кружки, секции в таком возрасте?

 _______________________________________________________

 

 ОТВЕТ:

-Уважаемая Александра, в этом возрасте интересы ребенка неустойчивы, ситуативны. Начать можно с богатой предметной среды, возможности свободного выбора занятий самим ребенком. Также Вы сами можете предлагать ребенку различные занятия (рисование, танцы, свободное движение, лепка, уход за животными и т.п.), но не навязывать. Обязательно ведите родительский дневничок.Записывайте свои наблюдения и со временем Вы сможете видеть закономерности в интересах своего ребенка, их особенности и динамику. О предметной среде для дошкольников, в том числе дома, Вы можете узнать 02 октября на семинаре Татьяны Костенко:

СТРЕЛКА

Кружковые занятия для малыша этого возраста могут строиться на основе свободного выбора ребенком  занятий в богатой предметной среде. Либо педагоги  должны предложить специально организованную смену деятельности, ориентировочно 5-6 видов деятельности за полчаса. Если занятия построены по второй методике и нравятся ребенку, можно продолжить его водить на такие занятия.  Присутствие родителей на занятиях с такими маленькими детьми обязательно.

 

С уважением,

Мария Чередилина

 .

ВОПРОС:  

-Как согласовать выявленные профессиональные интересы ребенка и ожидания/планы его родителей? Как помочь ребенку защитить свои интересы?

___________________________________________________

ОТВЕТ:

-При работе с детьми любого возраста тьютор должен внимательно отнестись к тому, чтобы родители знали о целях и особенностях его работы и поддерживали их.  На младших возрастах, а также в конфликтных и потенциально конфликтных ситуациях рекомендуется, чтобы тьютор или команда специалистов, в которой работает тьютор, сопровождали семью как субъекта образовательного запроса.

Подробнее об этапах становления образовательного запроса семьи смотрите, пожалуйста, здесь: 

СТРЕЛКА

 

С уважением,

Мария Чередилина

.

ВОПРОС:

-Здравствуйте. Вопрос А.А.Терову: Очень надеюсь на помощь в вопросе «Индивидуальная программа профессионального развития педагогов, тьюторское сопровождение формирования и реализации педагогом Индивидуальной программы профессионального развити». В этом году мы в сельской малокомплектной школе пытаемся разработать тьютерскую практику по профессиональному развитию педагогов нашей школы. Поскольку школа малокомплектная — в ней нет завучей, нагрузка учителей большая и многие не могут сориентироваться в профессиональном росте и подготовке к аттестации. Подскажите с чего начать и какие инструменты использовать.

_________________________________________________________________

 ОТВЕТ:

-Уважаемые коллеги, друзья и единомышленники – доброго времени суток!
Спасибо Вам за интерес, проявленный к нашей образовательной акции.
Постараюсь дать некоторые разъяснения на Ваши вопросы.

Разработка и реализация в образовательных учреждениях проектов по индивидуализации образовательного пространства и тьюторству предполагают в первую очередь наличие подготовленных кадров – педагогов с тьюторской компетентностью, тьюторов. Пока ещё крайне мало используются возможности тьюторского сопровождения в методической работе, кадровой политике ОУ. Резервы профессионального развития педагогов, на мой взгляд, самый мощный ресурс для модернизации, поступательного развития образовательного учреждения. Особенно актуально использовать ресурс профессионального развития педагогических кадров в малокомплектной школе.
С одной стороны, тьюторскую компетеность и тьюторские модели организации образования в МКШ — это реальные перспективные пути повышения эффективности и качества образования. Очень важно в МКШ создать управленческие, организационно-педагогические условия и инфраструктуру, обеспечивающие непрерывное профессиональное развитие каждого педагога, совершенствование профессиональной деятельности и мастерства.
В вопросах инициирования и реализации тьюторских практик нет универсальных рецептов: всегда необходимо анализировать уникальные условия ОУ, специфические запросы и возможности каждого педагога и на этой основе проектировать и реализовывать задуманное, тем не менее попробую предложить Вам некоторые возможные варианты Ваших действий.
На мой взгляд, начинать необходимо с выявления и анализа проблем педагогической деятельности, образовательной практики, с выявления и анализа педагогических затруднений. Важнейшей составляющей при этом будут проблемы, с которыми сталкиваются в образовательной практике сами обучающиеся и или их родители.
Используя активные и интерактивные форматы групповой работы проводится обсуждение, анализ, возможно, классификация и систематизация проблем и затруднений.
Далее можно составить карту средств, методов, технологий, которые на ваш взгляд, позволять эффективно решать выявленные проблемы и задачи. При этом акцент делаем на те средства, которые в нашей МКШ пока в дефиците.
Далее каждый педагог самоопределяется в вопросе, какие средства, методы, методики он может и готов освоить и использовать в образовательной практике.
Далее педагог вместе с опытным руководителем, методистом, специалистом системы ДПО из района, региона обсуждает социальные, антропологические и культурно-предметные ресурсы, необходимые для освоения и применения новых педагогических средств, средств профессионального развития и саморазвития. Очень важно наметить серию профессиональных проб в выбранном направлении с обязательным самоанализом и анализом со стороны специалиста, владеющего этим средством. Организация стажировок, рефлексивных мероприятий.
Важным направлением такой работы является согласование интересов, запросов региона, социума, родителей, педагогов удерживая при этом приоритет интересов и запросов самих обучающихся и самого педагога.
Необходимо обратить внимание на то, что определенное место в разработке и реализации педагогом ИППР будут занимать формализованные требования и критерии региональных систем/методик Аттестации педагогических кадров.
Пространство профессионального развития педагога должно соответствовать требованиям, предъявляемым к любой системе, направленной на формирование и развитие компетенций. (см.схему)

схема к ответу Терова

А.А.Теров

 .

ВОПРОС:

-Здравствуйте, большое спасибо за акцию!

Мой вопрос, я думаю, к Татьяне Валерьевне Толоконниковой. Ситуация такая. Сын 9 лет, 3 класс. На экстернате. С третьей четверти второго класса. Т.е. почти год.  Сейчас он занимается с учителем, но хотелось бы заниматься с ним самой. При этом мне важно оставаться в роли мамы. Не становиться для него учителем. Хочется, чтобы он больше занимался самостоятельно, а ко мне приходил с тем, что ему не понятно, где нужна помощь. Сложность возникает в том, что я не могу спланировать занятия. Я выделили время для учебы, но это время проходит очень не продуктивно, если с сыном занимаюсь я. Он много отвлекается, мне приходится без конца возвращать его к учебе, постоянно напоминать, что нужно делать. Еще есть младший ребенок, 4,5 года, который отвлекает его от занятий. Если я планирую, что мы будем заниматься час русским, час математикой и час окр миром, то чаще всего получается, что мы 3 часа занимаемся русским, потому что занятие идет очень медленно. Посоветуйте, пожалуйста, как спланировать занятия и придерживаться плана. Еще я столкнулась с тем, что я не очень понимаю, что он уже должен знать, как быстро реагировать, и часто испытываю недовольство им, а это, конечно, не идет на пользу занятиям.  В общем я чувствую себя в совсем не знакомой мне обстановке, и мне нужна карта, куда двигаться, каким темпом нужно идти, как правильно выбрать цель, и еще и получить удовольствие  от дороги:) надеюсь я понятно описала ситуацию и проблему, хотя и использовала иносказательный язык. Мне обычно так легче выразить себя. Заранее благодарю вас за участие, надеюсь на продолжение сотрудничества в пути! Да, еще:) сейчас сын занимается с педагогом из школы, они друг другом по-моему вполне довольны, я могу в этом не участвовать совсем, потому что задания он делает самостоятельно, но это дорого. И не удобно по времени. Может быть я и не против педагога, но он должен меня впечатлить. Должен быть гибким к требованиям школьной программы, быть мудрым, давать ребенку больше, чем написано в учебнике, а требовать способности мыслить, а не оформления. Должен уметь заинтересовать ребенка, дать импульс к познанию. Интересно, такие бывают? Я не встречала, а вы? Спасибо, что дочитали:) С уважением, Ольга.

________________________________________________________

ОТВЕТ:

Здравствуйте, уважаемая Ольга!

 

Этот ответ, конечно же, будет дан с позиции мамы, занимающейся обучением своих  (и не только своих) детей.

Ольга, вы четко формулируете свои желания и возникающие сложности.

1.Очень важно, что есть желание заниматься с ребенком самой – с одной стороны очень органичное, с другой - достаточно редкое, поэтому заслуживающее всяческой поддержки. Думаю, потенциал такого «учителя» которого вы описываете в конце письма, есть в Вас самой.

Если важно «не быть учительницей» определите  для себя, что за этим стоит – важно не быть Кем? и не делать Что?, запишите это. И будьте просто обучающей мамой:)

Обучение собственного ребенка – это огромный потенциал для общения с ним, построения желательных взаимоотношений и взаимодействия. Это требует много времени, усилий, преодоления сложностей  – но в итоге Вы будете  для него Значимым взрослым, а это дорогого стоит (смотрите книгу Г.Ньюфелда «Не упускайте своих детей»).

 

2. Желание самостоятельности. В зависимости от характера ребенка на ее первоначальное становление уходит два-четыре года. Начальная школа – это период достаточно большой включенности родителя, в которой очень важно помогать ребенку понимать Что он делает, Зачем это ему и КАК это делать (способы работы). Двигаясь так, к концу начального обучения, вы получите большую степень самостоятельности. Но, конечно, моменты делегирования самостоятельности могут быть с самого начала.

 

3. Проблема времени связана с проблемой включенности, ее и можно сделать главным ориентиром на какой-то период, а предметное содержание отложить на второй план (его в принципе, лучше считать средством для достижения целей развития ребенка). Можно начать с небольших фрагментов, но добиваться включенности. Начните занятия с установки, поговорите с сыном, о том, что вы будете делать, к чему нужно стремиться, чего бы ему хотелось достичь…

Ведете ли вы записи занятий?

Хорошо вести дневник, записывая время начала и конца занятия, и его содержание ( в 3 классе это уже может делать ребенок).

Определите вместе, с чего бы сын  сам хотел начать. Если это математика, пусть будет 10 минут (5, 3 – главное, включенно) на примеры.  Объем определите, ориентируясь на его возможности (без отвлечения). Зафиксируйте успешность или поговорите о том, почему не получилось, что сделать, чтобы получилось. Для такой тренировки  можно использовать пособие « 3000 примеров» Узоровой, Нефедовой , в которых примеры в колонках решаются на время. Даже у очень медлительных детей время от колонки к колонке уменьшается, и это их очень вдохновляет.

Чего точно не стоит делать, так это растягивать время занятия на три часа!)

Если удастся включено позаниматься разными предметами по 10 минут, будет больше пользы.

4. По поводу карты, темпа и цели – очень понимаемый запрос), но и очень объемный. Подробный ответ требует большой проработки, и я готова помочь здесь индивидуально.

Говоря в общем: о темпе я не волновалась бы сейчас в первую очередь, учитывая вышесказанное, тем более что сейчас разрешается перенос аттестации при неготовности ученика. Лучшая цель на первое время – никак не программа, а ваше становление в качестве «семейников». Заниматься семейным образованием (экстернатом) с большой степенью сориентированности на школьную программу – дело, которое много удовольствия вряд ли доставит). Попробуйте определить свое понимание, что такое Образование? Что является главным для Вас в становлении Вашего ребенка? Глобальные ориентиры помогут преодолевать локальные трудности.

 

Успеха! 

Татьяна Толоконникова.

.

ВОПРОС:

-Здравствуйте,Мария Юрьевна!Меня очень интересует вопрос о тьюторском сопровождении класса.Есть ли коллеги,которые занимаются этим вопросом .Хотелось бы связаться с ними,пообщаться,поделиться опытом,т.к. тема очень обширная и сконцентрироваться на чём- то конкретно,трудно,особенно в начальной школе.Может Вы подскажите,с чего начать работу?Всё равно всё строится на познавательном интересе ребёнка .Какие формы и методы выбрать.на чём сделать акцент.В нашем регионе эта тема не развита.С уважением Таболаева Ирина Владимировна.

__________________________________________________

ОТВЕТ:

-Здравствуйте!

Прежде всего, важно отличать классного руководителя с тьюторской компетентностью от тьютора класса.
Первый может следовать обычному функционалу классного руководителя, но использовать при этом отдельные формы и методы тьюторского сопровождения.
Во втором случае речь идет о тьюторе, который сопровождает индивидуальные образовательные программы, возможно, в определенном аспекте, и несет ответственность за полноту тьюторского действия (расширение среды, составление личностно-ресурсных карт, стратегирование и масштабирование).
Работа с вопросами детей, направленная на проявление и фиксацию их познавательного интереса, а также планирование событий под эти интересы (например, образовательных путешествий), действительно является актуальной в младшем школьном возрасте. Насколько я знаю, эту технологию тьюторского сопровождения разрабатывала в томской школе "Эврика-развитие" Зоя Леонидовна Монасевич, вот здесь есть ее контакты:

СТРЕЛКА

Также, под Ваш запрос мы опубликовали статью московского автора:«Почему классному руководителю 5 класса важно занять тьюторскую позицию», автор Ирина Бродова:

СТРЕЛКА

 

Желаю Вам успешного самоопределения и профессиональных проб в избранной теме.

С уважением,

Мария Чередилина.

 

 

 

  

КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В АКЦИИ

Что сделать для участия в акции? 

— Берете доступный Вам ресурс интернет (сайт, блог, страница в соцсети) и размещаете 2 анонса Недели бесплатных консультаций Международной тьюторской школы (взяв за основу то,  написано выше) и 2 ссылки на страницу. Цель – сообщить об этой акции как можно большему количеству людей. 

— После этого пишете в комментариях к этой странице свой вопрос или описываете, какая практическая проблема Вас волнует в плане личного образования, образования Вашего ребенка (детей). Можно указать, к кому из экспертов предназначен вопрос, но это не обязательно. 

— Задавая вопрос, описывая ситуацию, пожалуйста, предоставляйте достаточное количество информации для того, чтобы ответ относился именно к Вам (например, если Вы описываете ситуацию с ребенком, обязательно укажите его возраст и другие важные особенности; если Вы педагог, то укажите, работаете Вы в детском саду, школе, колледже или вузе и т.п.).  

— Обязательно дайте ссылку на размещенный Вам анонс нашей акции. Без ошибок укажите свой адрес е-мейл, чтобы ответ мог прийти к Вам на почту! 

Мы в течение 5 дней присылаем Вам ответ, а также ссылки на материалы, которые могут быть Вам полезны и доступны в сети. 

Пример вопроса в комментарии: “Хотим перевести ребенка на домашнее образование, что посоветуете. Проанонсировал(а) вашу акцию ссылка” или “Чем наполнить портфолио мастера производственного обучения? Проанонсировал(а) акцию ссылка”.

Прием вопросов продлится до 18:00 мск 31 января 2014г..

СПЕШИТЕ!

Консультации наших специалистов бесплатны

только в эти дни.

Вне акции стоимость скайп-консультаций и письменных консультаций составляет 800 рублей за академический час.

ЖДЕМ ВАШИХ ВОПРОСОВ!

визитка копирайт 2013-2014

 

3 комментариев к “Акция-консультация-экспертов январь 2014

  1. admin:

    Уважаемая Татьяна. Ваш вопрос принят к рассмотрению. Однако просим, в соответствии с условиями акции, разместить скриншоты или ссылки на страницы в интернете, где Вы анонсировали данную акцию.

  2. Здравствуйте.

    Моей дочери семь с половиной лет, и она полдня учится в японской школе, а полдня делит между голландской средой и русской программой для второго класса. Русские заграницей.

    Наступает момент, когда от обозначения предметов и действий, их отношений друг с другом детка переходит к познанию сложных и довольно умозрительных вещей в окружающем мире, абстрактных понятий и их отношений, от складывания звуков на письме к определению новых смыслов.

    И мы , родители, обращаемся к " школьным « материалам, потому что это привычные „ учебные“ материалы, продуманные за нас и проверенные опытом на многих ровесниках. Вот это для семилетних подойдет, а то для десятилетних... Можно взять учебник и обучать не только языку , а „ на языке“...

    И тут случается странное.

    Нет такого „ универсального“ знания, которое бы переводилось с одного языка на другой легко и без усилий. Вот, например, прочитали они в школе о том, как животные заботятся о своем потомстве. Написали текстик, нарисовали картинку. Взять бы и сделать то же самое на русском.

    Ан нет.

    На русском у нас „ подлежащее и сказуемое“ на очереди. А по „ окружайке“ — материки и что видно из космоса. И „ россия- родина слонов“...

    В японской школе по третьему разу продалбливают „ десять минус три“, а в русской: „ если уменьшаемое увеличить на три, а вычитаемое уменьшить на четыре- какова будет разность?“.

    Содержание одно и тоже, но принципы его подачи, последовательность, темп, цели и задачи — абсолютно разные. Еще и форма разнится.

    Это какой- то бесконечный квест- тянуть две системы параллельно, стараясь сохраниться на уровне требований к ровесникам и тут, и там.

    Я ожидаю заявки» это мы не проходили, и мне это не надо" со дня на день.

    Печально знаменитый « отказ от русского» скорее всего, лежит в области этих различий. Что мы узнаем? Как мы учим? Чему мы учим?

    Как могут знания в одной области помочь пониманию в другой и когда происходит эта интеграция?

    Почему никто не задает вопросов, требующих сравнить- объяснить- описать?

    Почему дается просто « холодное чтение» и вопросы по тексту... И поехали дальше... Какой смысл в этом?

    Я не вижу осмысленного поиска в том же тексте, пересказа, объединения разных текстов, применения новых слов и выражений.

    То же самое у тех, кто ходит в голландскую школу и приходит в русскую « воскресную»... Ничто не совпадает, все разорвано и разрозненно, само по себе в воздухе висит, никак никуда не применяется, не выливается в речевой продукт- что можно будет использовать в дальнейшем.

    Если в 4 года мы успешно называли времена года и дни недели, часы и минуты, цифры и буквы... То сейчас то, что узнается на одном языке, повисает в воздухе на другом. Мотивация тает со скоростью снега.

    И откуда взять мотивацию тогда учиться, тратить такое немеряное количество денег, времени, сил?

    Чтобы с трудом прочитать газету или роман и не понять половину...

    Чтобы с акцентом спросить дорогу к гостинице...

    Что будет на выходе через пять- семь- десять лет?

    Какие призрачные « когнитивные преимущества», кроме « способности к запоминанию кучи ненужной малопонятной фигни» даст такое двуязычие?

    Сейчас в семь лет скорость запоминания очень высокая. Но только там, где новизны нет! Новая информация встречается настороженно, появились вопросы: « а зачем мне это надо?»

    Пока довольно часто ищутся связи, общности и различия... Но как долго это будет продолжаться?

    Сможет ли подросший ребенок функционировать в среде моноязычных русских?

    Сможет ли он читать профессиональную информацию, писать отчеты, письма, рецензии?

    Сможет ли сделать презентацию? Ответить на вопросы, аргументировать свой выбор,организовать совместную деятельность?

    Если бы я учила дома, я б учила не только учебник читать... Фактической информации, содержания в каждом учебном году совсем немного, домашники выполняют программу годовую за два- три месяца. Научить считать, выучить даты и части чего- нибудь много ума не надо. Остальное время нужно для того, чтобы хоть как- то встроить это в свою систему понятий, научиться этим пользоваться.

    Но я не вижу в учебных материалах никакого применения полученным фактам. Только тесты.

    Может быть, я не там ищу?

    Как найти этот баланс между разными совсем системами?

    • admin:

      Здравствуйте! Вам отвечает Алла Дяченко:

      Здравствуйте, Татьяна.

      Ваши вопросы очень интересны и актуальны для многих русских родителей, воспитывающих своих детей за границей.

      Для маленького ребенка, несомненно, большой нагрузкой является одновременное изучение трех языков. Однако, если обучение проходит с удовольствием, возможно, в форме игр или просто повседневного общения, то шансы на успех велики. Но прежде чем ставить для девочки столь сложную задачу, нужно определить, насколько необходимой она является. Ответьте для себя на вопросы: какая цель одновременного изучения трех языков? Необходимо ли делать это именно сейчас? Возможно ли передвинуть сроки на более старший возраст, когда дочка сама сможет сделать осознанный выбор в пользу того или иного языка? Не опасайтесь того, что в более старшем возрасте ребенок не сможет так хорошо выучить язык, как сейчас. Если девочка будет знать, зачем ей это нужно и одновременно будет хотеть овладеть новым языком, то занятия непременно будут успешны.

      Отдельно относительно мотивации изучения родного русского языка хочу привести реальный пример из жизни. Русская семья переехала в США еще до рождения двух детей. Когда ребята появились на свет, родители непременно хотели сделать так, чтобы русский язык был для них родным. Всей семьей они поддерживали традицию дома разговаривать только на русском, смотреть фильмы на родном языке, ну и, конечно, самостоятельно учить детей грамоте. Все шло отлично до тех пор, пока ребята не пошли в школу. Пока они учились в младшей школе, занятия дома продолжались, а традиции поддерживались, но более актуальным для них уже начинал становиться английский язык. Когда же ребята перешли в среднюю школу, то домашним занятиям и даже просто общению с родственниками на русском пришел конец. Началась социализация со сверстниками, друзьями и старшими ребятами американцами и изучение русского для них стало абсолютно не актуально. Занятия прекратились.

      Через несколько лет вся семья отправилась на отдых и там познакомилась с компанией русских детей, которые только переехали за границу и не владели английским. Через месяц все ребята сдружились и общались между собой на русском.

      Татьяна, если вы не хотите, чтобы дочка прекратила изучать родной язык, то вам нужно, возможно даже искусственно, создать среду, в которой знание русского будет необходимо для общения не только в семье, но и за ее пределами уже сейчас, а не только в будущем. А в дополнение Вы можете обратиться к преподавателям дисциплины«русский язык как иностранный», они смогут подобрать специфическую программу и составить интересный курс для ребенка.

      Спасибо за Ваш вопрос. Удачи!

      _______________________________________________

      Вам также отвечает Максим Буланов

      Как я понял из описанной ситуации, ребенок ходит в воскресную русскую

      школу, где детей обучают по некой стандартизированной программе.

      Семья ребенка билингвальная (мама говорит по-русски, отец-иностранец).

      Важно понимать, отец говорит по-русски? Если да, то целесообразно

      общаться дома на русском языке, играть на русском языке, устраивать

      домашний театр или игры. Если отец не говорит по-русски, возникает

      вопрос о перспективах самой семьи — планируют ли возвращаться в

      русскоязычную среду. Если планируют, то следует подумать о

      скайп-обучении русскому или поискать русскоговорящих педагогов,

      живущих в том же городе. Если не планируют возвращаться, то надо четко

      понимать, зачем ребенку русский язык? Увы, это нелегкий выбор, но он

      может быть единственным возможным — прекратить связи с русской средой

      в пользу японской и голландской. С другой стороны, если цель в

      изучении русского есть — надо задуматься о более действенном

      обучении, нежели воскресная школа.

      Мама спрашивает, < <как могут знания в одной области помочь пониманию в

      другой и когда происходит эта интеграция>>. Здесь поможет перевод

      заданий с одного языка на другой — нелегкий способ, но необходимый. По

      сути, разный взгляд на одну и ту же проблему в одной и другой системе

      обучения — полезен для ребенка, расширяет его мышление, дает ему опыт

      разнообразных стратегий решения. Так называемые < <подстрочники>> — в

      помощь. Да, это трудоемко, но в силу того, что подобных методик мне не

      встречалось прежде, придется такую историю писать самостоятельно.

      Вижу выход в домашних проектах. Изучать на всех доступных языках

      определенные явления, которые девочке нравятся. Делать своими руками

      книги на смеси языков, придумать или найти русскоязычного друга и

      общаться с ним, обучать его голландскому языку на материале таких

      разработанных книг.

      А по поводу учебных навыков, выбрать, какая система обучения

      превалирует и давать ей подстрочный перевод.

      Моя сестра замужем за русскоговорящим французом, у них есть

      дочка-шестиклассница. С детства ребенок в ситуации жизни на два

      города: Гренобль и Москва, т.к. папина работа связана с делами и тут,

      и там. Ситуацию билингвальности поддерживали следующим образом: папа

      говорил с дочкой на французском, мама — на русском. Девочка ходила в

      русский детский сад, но в школу пошла во Франции. Мама с младшей

      школы обучала девочку дома по русским учебникам — сама в Москве

      выбирала те, которые подходили лучше, были ближе к французской

      программе, и адаптировала материал учебника под реалии, в которых

      живет ребенок. Учебные задачи оставались прежними, а содержание

      модернизировалось и подгонялось под дочку. Мама не работает, так что

      воспитание дочери стало ее основным делом. Стоит заметить, что у мамы

      высшее неоконченное психологическое образование, но она не отмечает

      этот факт как особо важный. Как поддерживается русская среда в

      Гренобле? Мама дружит с другими русскими мамами, а вместе с ней и

      дочка включена в русскую среду. У ребенка есть аккаунт в ВКОНТАКТЕ,

      где она читает новости на русском, общается с московскими друзьями.

      Девочка владеет обоими языками на блестящем уровне.

      Могу также рекомендовать Вам изучить сайт мамы, чья дочь училась в немецкой школе.

      www.maranat.de/agr_07_07.html

Добавить комментарий

Цена:
Описание:
Заполните форму

Яндекс.Метрика