[Срочная информация] Тьютор – помощник учителя? | Международная Школа Практической Педагогики (МШПП) International School of Practical Pedagogy (ISРР)

[Срочная информация] Тьютор – помощник учителя?

Здравствуйте.

Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» предложены «Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (разработаны в рамках Государственного контракта от «10» апреля 2014 г. N 07.028.11.0005 «Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»)».

Вчера, к нам поступил вопрос: «В рекомендациях тьютора мыслят как помощника учителя. Как же так получилось?!»

Предлагаю свою версию ответа.

1. Рекомендации МОН не являются нормативным документом.

2. В основном тексте рекомендаций нигде не сказано, что тьютор — это помощник учителя.

Привожу цитаты:

«Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.» (Стр.17)

«Тьютор может выполнять следующие функции:

— педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать);

— специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога). Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования города Москвы представлен в Приложении 1.»  (Стр.18).

3. Пример должностной инструкции, действительно, говорит о том, что тьютор осуществляет  помощь учителю (см.ниже). Однако, не ставит тьютора в подчинение учителю (см. ниже).

Цитата:

«II. Должностные обязанности

2.1. Соблюдает права и свободы обучающихся, определенные Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», уставом школы, другими локальными актами, регламентирующими деятельность учащегося в образовательном процессе.

2.2. Обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся наравне с классным руководителем в период нахождения ребенка в образовательном учреждении.

2.3. Соблюдает санитарно-гигиенические требования на уроке и во внеурочное время.

2.4. Обеспечивает учебную дисциплину и контролирует режим посещения подопечными учебных занятий в соответствии с расписанием.

2.5. Активно взаимодействует со школьным психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, учителями-предметниками, классным руководителем и другими специалистами.

2.6. Осуществляет организационную и методическую помощь учителю в обучении детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном классе. (- Выделено нами. Примеч. составителя)

2.7. Согласовывает образовательную деятельность учащихся с учителями.

2.8. Для выполнения образовательных задач использует приемы, методы и средства обучения, соответствующие уровню подготовки учащихся с особыми образовательными потребностями и согласованные с учителями и родителями детей.

2.9. Помогает адаптировать учебные программы под соответствующие образовательные возможности учащихся с особыми образовательными потребностями.

2.10. Осуществляет индивидуальное обучение учащихся с особыми образовательными потребностями в соответствии с учебной программой класса в случаях, когда обучение учеников в классе временно невозможно.

2.11. Осуществляет связь с родителями (законными представителями), оказывает им консультативную помощь, информирует (через учителя или лично) о ходе и перспективах освоения предметных знаний учащимися.

2.12. Аккуратно, систематически работает со школьной документацией в соответствии с требованиями образовательного стандарта, на основе положения о классах инклюзивного обучения.

2.13. При необходимости ведет коррекционно-развивающую работу, принимает участие в педагогических консилиумах, педсоветах.

2.14. Участвует в работе м/опо повышению методического мастерства, в разработке методической темы, проведении семинаров и др.

2.15. Систематически повышает свою квалификацию путем самообразования и курсовой подготовки не реже одного раза в 5 лет.

2.16. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.»

«I. Общие положения

1.1. Тьютор относится к категории специалистов.

1.2. На должность тьютора назначается лицо, имеющее педагогическое образование, квалификационную категорию и специальную курсовую подготовку в МИОО или МГППУ.

1.3. Освобождение от должности производится приказом руководителя образовательного учреждения.

1.4. Тьютор подчиняется руководителю образовательного учреждения и курирующему работу тьюторов заместителю руководителя образовательного учреждения в полном объеме, членам администрации в соответствии с их полномочиями. (- Выделено нами. Примеч. составителя)

1.5. В своей деятельности тьютор руководствуется:

— нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

— методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

— уставом образовательного учреждения;

— приказами и распоряжениями руководителя образовательного учреждения;

— правилами трудового распорядка;

— положением об инклюзивном классе;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Тьютор должен знать:

— Конституцию Российской Федерации (РФ);

— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся;

— педагогику, педагогическую психологию, принципы дидактики, достижения современной психолого-педагогической науки и практики;

— основы физиологии и гигиены, экологии, экономики, права, социологии;

— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

— Конвенцию о правах ребенка;

— принципы дидактики;

— основы педагогики и возрастной психологии;

— общие и частные технологии преподавания;

— методики владения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;

— систему организации образовательного процесса в ОУ.»

4. В той же должностной инструкции, приводимой в рекомендациях в качестве примера, допущено несоответствие вышестоящим нормативным документам –так, в инструкции идет речь об учебной нагрузке тьютора, а она для тьютора не устанавливается (см. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» и предшествующий ему аналогичный приказ 2010 года). Не учтены требования Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 N 466"О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" в отношении длительности отпусков тьюторов. Данные факты, я  бы интерпретировала таким образом, что инструкция составлялась на ранних этапах введения тьюторства в организации, осуществляющие обучение детей с ОВЗ, и в настоящий момент не соответствует актуальной нормативной базе, регулирующей деятельность тьютора.

Из инструкции:

«III. Права

Тьютор имеет право:

3.1. Участвовать в управлении школой через общественные органы управления в порядке, определяемом уставом учреждения.

3.2. Защищать свою профессиональную честь и достоинство.

3.3. Выбирать формы, методы, приемы обучения и воспитания (в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией развития класса инклюзивного обучения).

3.4. Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, режима работы школы, улучшению сотрудничества с родителями.

3.5. Присутствовать на родительских собраниях, на занятиях других учителей.

3.6. Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

3.7. Иметь установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки, который не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев сокращения количества часов по учебным планам и программам, а также количества классов. — (- Выделено нами. Примеч. составителя)

3.8. Пользоваться оплачиваемым удлиненным отпуском продолжительностью ____ календарных дней. (- Выделено нами. Примеч. составителя)

3.9. Иметь персональную разовую надбавку из накопительных средств социальной поддержки работников образования системы ЦОУО ДО.

3.10. Требовать от руководства образовательного учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.»

Таким образом, по моему мнению, с учетом вышеизложенного и до появления нормативного документа – профессионального стандарта, включающего описание деятельности по должности «тьютор», в т.ч. для детей с ОВЗ, — нужно продолжать обсуждать деятельность тьютора в классах с детьми с ОВЗ, анализировать лучшие практики, разрабатывать должностные инструкции тьютора, с соблюдением действующих нормативных документов. Как эксперт МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» считаю перспективной и требующей реализации формулировку  из «Методических рекомендаций…»:  «Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности», с единственным уточнением –построение и реализацию персональной образовательной стратегии осуществляет, насколько возможно, сам ученик, а тьютор сопровождает этот процесс.

С уважением,

М.Чередилина, июнь 2015 на сайтк.пед.н.,  доцент кафедры индивидуализации и тьюторства МПГУ, член правления МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»,

М.Ю.Чередилина

3 комментария: [Срочная информация] Тьютор – помощник учителя?

  • Абсолютно согласна с Марией Юрьевной. Имею практику работы с ребенком-аутистом. Один год была просто ответственным педагогом, в течение этого учебного года являюсь тьютором. Совершенно разный функционал. И это правильно, что тьютор-помощник учителя, поскольку ребенок (особенно ребенок — инвалид!) не способен простаивать свою перспективу, да и родители не всегда понимают важность тех или иных мероприятий. Большинство учителей-предметников тоже пока не способны к разработке ИОП и АОП, поэтому тьютор — это первый помощник учителя!

  • Возможно и первый помощник учителя,только помощник в большинстве нынешних школ подразумевает под собой сиделку,няню,воспитателя все 36 часов и не одного-двух детей,а человек 7-10 коррекции.Я считаю нужны четкие,а не размытые должностные инструкции и чем скорее тем лучше,пока из этой профессии не вышла карикатура на преподавателя

    • Здравствуйте, уважаемая Ираида. Мы поддерживаем Вас — вопрос действительно важный. На нашем проекте был проведен опрос для работающих тьюторов, с результатами Вы можете ознакомиться по ссылке: yadi.sk/i/LSLe-gymwSUy6

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дайджесты по наставничеству в подарок

Никакого спама, мы уважаем Вашу конфиденциальность!

Напишите нам

Отвечаем в течение 72 часов

contact@worldtutors.ru

Разработка сайта - Веб - Студия "Arnbiorn"