Почему я выбираю индивидуализацию в образовании

Наша ученица дистанционного курса для родителей школьников, учителей, гувернеров, тьюторов «Индивидуализация и тьюторское сопровождение в общем образовании» написала глубокое эссе, которым мы хотим поделиться с родителями, которые задумываются над образовательным будущим своего ребенка (публикация выполнена с согласия автора).

автор:

Катерина Чжао

г.Казань

«- Хочу начать, с того, почему вообще мне как родителю нужно что-то выбирать в образовании? Во времена наших бабушек и дедушек, мам и пап, да и моего юношества всегда и везде существовала Школа. Она решала куда и как двигаться детям. Она создавала среду, ставила цели, обтачивала алгоритм движения к ней. Во мне этот опыт и паттерн поведения — положиться на школу. Свесить ножки. И ждать, когда же вылупиться из яйца личность моего ребенка.

  Несколько поколений моих предков опирались именно на выбор школы и, в целом, на выбор государства.  Государство давало бесплатное образование, медицину, различного рода льготы, но жестко регламентировало жизнь семьи. Можно сказать нарушало ее границы и диктовало одну единственную модель поведения. И карало неугодных порицанием.

  Расспрашивая своих родителей, я поняла, что не было никаких иллюзий по поводу возможности выбирать.  Было слово “надо”. Время диктует свои правила и нормы поведения и, конечно, поколения выросшие до информационного взрыва оставались “детьми своего времени”.  

  Но как же быстро, с точки зрения истории, всего 20 лет, такой выбор появился.

  Опыт моей семьи важен и он бесконечно влияет на меня. Особенно в ситуациях недостатка ресурсов. Автоматом вылетают из меня родительские установки “Учитель лучше знает”, школьные стереотипы “сиди тихо, не высовывайся”. Все это, родом из коллективного бессознательного, подвергается постоянному осознанию, цикл за циклом, на каждом новом витке, один небольшой шажок вперед — к освобождению, к собственному выбору.

  Когда я родила своего первого ребенка, у меня и у моего окружения на слуху было словосочетание “осознанное родительство”. Это активная жизненная позиция, здоровый образ жизни и чуткое отношение к своим потребностям и потребностям своих детей. Кроме того, это и воплощение в жизнь теории Привязанности, о которой мы читали у семейства Сирс, Людмилы Петрановской и Гордона Ньюфелда. Для непосвященных осознанное родительство обычно связано с отказом от прививок и родами дома. А для меня это как раз про осознанный выбор, который зиждется на индивидуальных особенностях ребёнка.

  И я, как родитель, взращенная на благодатной почве мощных образовательных интернет-ресурсов, книг по детской психологии, различного рода обучающих программ, очень избалована возможностью выбирать. Мое родительство напиталось этим опытом и его положительными результатами как в личной, семейной, так и в профессиональной жизни. Это позволяет мне сделать следующий шаг — осознанно подойти к образованию своих детей.

  Но прежде, хотелось бы подвергнуть анализу и собственное детство с точки зрения образовательного выбора. Что говорит мне мой школьный опыт и какая внутренняя мотивация мной двигала, не смотря на жесткую внешнюю директиву школы?

  Я выбирала то, что интересно. Произведения литературы, которые трогали душевные струны, историю, которая рассказывала как строились человеческие отношения в глубине веков, культурологию, религию, биологию. Я по крупинке вычленяла вдохновенные знания, либо его обширные пласты — по одному единственному принципу — зажигает ли это огонь в моей душе или оставляет равнодушной.

  Самым главным педагогическим принципом я считаю личный пример. И в своем непрерывном образовательном процессе я выбираю то, что мне интересно, то что раскрывает новые грани меня, как личности, как индивидуальность.

  Поэтому ничего другого, кроме индивидуализации, своим детям я предложить не могу. Что же это за процесс?

  Индивидуализация — это становление и результат субъекта образовательного процесса. Вот такое короткое определение, в котором главный смысл заложен в слове субъект. Для тех, кто немного знаком с субъектно-объектной философией восприятия мира, сразу поймет, в чем тут “соль”. А понять это не сложно. Субъект — это тот, кто производит действие и познает мир вокруг, который является для него объектом познания.

  Субъект сам делает выбор. Я хочу видеть своего ребёнка субъектом познания мира.

  Моя задача как родителя показать, как это делается, какие есть критерии выбора, как можно с ним работать.

  Что такое ошибка и восприятие её как инструмента познания. Как можно научится ошибаться и извлекать из ошибок полезный опыт. 

  Что такое оценка себя и своих знаний и как она согласуется с оценкой внешней. Что из этих оценок важнее.

  Что такое целеполагание. Как сделать свою жизнь осмысленной. Находить свой смысл в жизненных процессах и идти к ним через постановку целей. Как цели взаимодействуют со временем.

  Что такое мир вокруг. Люди, пространство, время и 10000 вещей, как сказали бы китайские метафизики, как это всё соотносится с душой индивидуума. Какие отношения будет мой ребёнок строить с этими качествами мира. Кто будет главный, кто будет решать, делать выбор — куда идти дальше? Социум? Потребности времени? Образование? Нет. Ребёнок — не должен быть объектом мира, а как раз наоборот. Только самостоятельный, осознанный выбор, только субъективный взгляд на мир.

  С этой точки зрения тьюторство, процесс индивидуализации являются для меня гармонично выстроенной, научно-педагогической, антропологической структурой знания, которая может помочь осознанному родителю научится взаимодействовать со своим ребёнком в образовательном процессе.

  Мои цели в образовательном процессе детей — не ставить для них целей. Закончить школу, поступить в ВУЗ, сделать домашнее задание, выучить математику, сдать реферат по обществознанию  — это возможные цели моего ребёнка. А я помогу, создам образовательную среду и буду чутко наблюдать как вылупляется из гнезда и растёт личность моего ребенка.»

2 комментария on "Почему я выбираю индивидуализацию в образовании"


  1. "...А я помогу, создам образовательную среду и буду чутко наблюдать как вылупляется из гнезда и растёт личность моего ребенка...».

    Хотелось бы акцентировать внимание на ДВУХ гранях (факторах) многогранного процесса «...вылупления из гнезда и роста личности». Вот они: 1. Выбор мудрой образовательной среды, окружающей ребёнка -это действительно очень здорово, что существуют варианты ВЫБОРА. 2. Наблюдение СТОРОННЕГО НАБЛЮДАТЕЛЯ:по каким индивидуальным траекториям «по житью-бытью» начинает двигаться индивид в окружающей его среде (а среду, как и маму, индивид не выбирает)? Что индивид ВЫБИРАЕТ в данный, текущий момент своего житья-бытья?

    Примечание. Ох уж этот «текущий момент»?!?! Что из себя представляет сторонний наблюдатель? Что выбирает индивид?

    Ответить

    1. Владимир, если я правильно поняла вопрос, то Индивид не выбирает постоянно в каждый свой текущий момент. Это особое состояние, которое не длиться долго. Еще хочу провести аналогию момента выбора с сознанием. Оно, как говорил Карл Юнг, подобно прожектору — освещает лишь один участок пространства, остальные остаются в темноте. Индивид не выбирает все и сразу, но при этом делает микровыборы — попить воду или чай, поиграть или погулять, одеть сапоги или крассовки.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *