[СПО] Введение тьюторского сопровождения в системе профессионального образования как инновационный проект для образовательных учреждений

Многие из нас уже сегодня ввели должность тьютора в штат образовательных учреждений.
Наряду с педагогами, психологами, кураторами, мастерами наши колледжи успешно принимают на работу тьюторов.

Но что это за профессия? Зачем она нужна в образовательных учреждениях и не связано ли введение этой должности с желанием сохранить специалистов в ситуации наметившегося сокращения бюджета? Не является ли введение новой должности следованием моде или реализацией позиции «партия сказала надо…»?

Социальная ориентированность профессии, необходимость работать с процессами образования и развития, сопровождение обучающихся в поиске и освоении культуры, создание условий для развития у студентов понимания, мышления, действий, рефлексии усиливает многоплановость педагогического дела. 

Тьютор, в контексте, предложенном Межрегиональной тьюторской асоциацией, это профессия новая и очень ответственная. Она связана не только с сопровождением студента (тьюторанта) в процессе его становления, как личности, не только в помощи в исследовании окружающих ресурсов, но и поддержке первых шагов в профессии, поддержка в установлении новых контактов с новыми людьми, совместное разрешение конфликтов, решение сложных ситуаций, поиск оптимальных шагов на пути формирования профессионализма. Многое «впервые» студент доверит тьютору. Возникает вопрос: почему он имеет право им быть? готов ли данный человек быть тьютором? какими методами пользуется тьютор? зачем ему это нужно?
В российской практике есть ряд различных профессиональных позиций по отношению к философии тьюторства, но одно бесспорно и очевидно, что только человек зрелый и опытный может взять на себя ответственность быть наставником и сопровождать студента на пути его индивидуализации и профессионализации.
В нашей ситуации невозможно принять полностью модель английскую, израильскую, американскую или какую – либо еще.
Наша культура и традиции имеют свою историю, актуальная ситуация в образовании требует осмысления и ответственности для принятия уникального, свойственного только нам профиля профессии «тьютор».
Нужен ли тьютор в колледже? На мой взгляд, очевидно, ответ, да. 
Сегодня колледжи — это своего рода социальный лифт, возможность сделать первый уверенный шаг в профессию, соприкоснуться со средой, где все иначе, чем в образовательном учреждении, с той жизнью, где кипит жизнь, и она уже не та, к которой привыкли, в которой чувствуют себя комфортно наши студенты. Это взрослая среда, где все по – другому, и чтобы в ней быть успешным, нужно многому научиться и, самое главное условие, научиться быть самим собой. Надо ценить каждый день, понимать свою ответственность за каждое событие, осознавать любой свой выбор как важный и значимый в своей жизни.
В отличие от высших учебных заведений, в колледже продолжается и воспитательная работа. Овладение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, способность к творческому проявлению своей индивидуальности, ответственность, самоконтроль, порядочность, терпимость к другому мнению, формирование патриотизма и толерантности, социальной активности, свободы, общественно-политической активности – вот чему мы учим своих подопечных в колледже.

Так кто же должен помочь студентам освоить столько различных навыков, научить быть взрослыми и принимать самостоятельно решения?
Какую роль в самоопределении должен играть тьютор? Какие зоны ответственности берет на себя психолог и как разделить обязанности и работать вместе и эффективно?
Ответы на эти вопросы существуют.

Рассмотрим различия методов работы педагога, психолога и тьютора, для того, чтобы окончательно понять уникальность и востребованность новой профессии.
Психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов, проводит тестирование и помогает решению конфликтов, содействует поддержке психологического климата в группах студентов и в образовательном учреждении в целом.
Куратор организует взаимодействие студентов, объединенных в группу, следит за посещаемостью, соблюдением дисциплины и своевременной сдачей экзаменов. Куратор обычно работает с группой и не нацелен на исследование личных особенностей и профессиональных склонностей студента.
 Что же делает тьютор и не повторит ли он функции специалистов, упомянутых ранее? 
 Нет ли конфликта интересов между специалистами и возможно ли в одном учреждении существовать такому количеству специалистов? 
 Можно сказать, что тьютор – это куратор, педагог-психолог, конфликтолог, правовед, менеджер, друг и помощник студента на пути личностного становления и профессионализации. 
Базовая функциональная обязанность тьютора – создание избыточной образовательной среды для тьюторанта, с целью выработки уникальной индивидуальной образовательной траектории, постоянно уточняющейся и корректирующейся. Итог работы тьютора и тьюторанта состоит в организации процесса индивидуализации и совершении последним профессионального выбора.
 Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Причем надо отметить, что тьютор работает с установкой на будущее, студент для тьютора – человек — «будущего». Именно в этом выражена индивидуализация образования, что отличается от индивидуального подхода, суть которого опора на человека «реального». Тьютор – это посредник между традиционным педагогом и студентом. Он анализирует интересы и проблемы тьюторанта, отслеживает, что в учебной программе даётся с трудом, а к чему есть способности и интерес. Тьютор помогает наладить отношения с однокурсниками, направит и объяснит, как удачнее развить тему эссе, написать сочинение.
  Тьютор помогает тьюторанту сформулировать учебные и профессиональные интересы, исследовать ресурсы, а в итоге – найти своё призвание. Например, студент не может усвоить тему дисциплины «Финансовый менеджмент», преподаватель объясняя и видя низкие результаты по самостоятельным работам, может обратиться к тьютору за поддержкой. В своё время тьютор, спросит студента: «Что могло бы помочь тебе разобраться в сложной для тебя теме?» Ответ студента может быть связан, как с отсутствием интереса к предмету, так и со сложностью стиля преподавания. И то и другое затрудняет процесс обучения студента, но тьютор может помочь студенту облегчить освоение предмета, поднимая уровень осознанности относительно необходимости данного предмета или конкретных знаний, встроить в индивидуальную программу те дисциплины или практикоориентированные формы обучения, которые помогут студенту и повысят интерес к обучению и улучшат результат.
Тьютор помогает разобраться в успехах, неудачах и правильно сформулировать цели на будущее. 
Тьютор – он помогает студенту определиться с предпочтениями, с направлением творческой или исследовательской деятельности. Тьютор – это тот, кто организовывает максимально комфортные условия для реализации обучаемого как личности.
Для ясности философии тьюторства вернемся к истории.
Слово «тьютор» пришло к нам из языка Шекспира, Бернса и дословно переводится как «наставник». 
В Америке и Европе тьюторство – обычная практика, довольно успешная и активная педагогическая позиция. 
В европейских университетах XIV века: в Оксфорде и Кембридже тьютор воспринимался как наставник. Студенты тогда не были закреплены за конкретным университетом, могли «перетекать» из одного курса на другой, а также слушали только те циклы, которые предпочитали сами. Университет ограничивал студентов только требованиями, предъявляемыми к экзаменам, а вот способ и средства, которыми будет достигнуто отличное знание предмета, оставались на совести студента и его тьютора.
Тьютор рассматривался как посредник между университетом в лице профессора и студентом. Это посредничество было необходимо обеим сторонам, т.к. в то время больше всего ценилась свобода, а свободному профессору сложно выловить не менее свободного студента и наоборот. Поэтому тьютор выполнял важную и необходимую функцию для своего времени: он адаптировал личные предпочтения обучаемого к требованиям и возможностям обучающего. Кроме того, на тьюторе лежала и еще одна важная задача: он контролировал процесс самообразования студента.

Один из известных мыслителей нашего времени сказал, что благодаря образованию мы получаем работу, а благодаря самообразованию – повышение по службе, профессиональную самореализацию, полноту жизни. Мы знаем, что по теории А. Маслоу, высшая степень реализации человека – это самореализация, самоактуализация. Так вот тьютор – именно тот специалист, «Человек», с большой буквы, который ведет студента от неизвестности в мир, где он будет чувствовать себя «своим» и четко понимать свою суть, осознанно принимать решения и следовать за истинным, а не мнимым желанием; строить жизнь согласно собственным ценностям, а не навязанным мнениями со стороны. 
Всё вышеизложенное показывает особенности и уникальность тьюторства. 

Хотелось бы отметить и технологии открытого образования, которые широко используются в работе тьютора. Это, например, кейс – стади, дебаты, портфолио образовательные туры, стажировки, критическое мышление, творческие мастерские.

Владеть этими технологиями должен каждый тьютор, т.к. именно они обеспечивают новое осмысление и своей жизни и процесса взаимодействия с тьюторантом. Именно эти технологии, порою, радикально меняют личность самого тьютора, поднимают его на более высокий сущностный уровень. Открытые образовательные технологии разрушают интеллектуальную пассивности: ведь из современной практики известно, что современные студенты зачастую не могут задавать вопросы, формулировать ответы на вопросы, работа с текстом, запоминание нового материала представляется им сложным процессом. Именно тьютор с активной профессиональной и жизненной позицией, сам применяющий творческий подход к простым вещам, может показать и научить студента мыслить по – другому, воспитать умение вычитать информацию в тексте, которая заложена между строк. Технологии открытого образования позволяют студентам самостоятельно выстраивать свой путь познания, быть со-авторами своего обучения, создают условия для самообразования, саморазвития, самовыражения.

Один их главных инструментов тьютора являются вопросы. У тьютора нет права решать за студента (тьюторанта), что делать и куда идти. Тьюторская работа начинается с запроса. Запрос студента – знак осознанного желания сделать свой профессиональный путь точным и связанным с личными желаниями и способностями. С момента выбора студентом конкретного тьютора, специалист ответственен за совместное исследование образовательных ресурсов и реализацию обучающего процесса, ведущего к достижению результата (защита диплома, выбор места практики и др.).

Метод вопросов в тьюторской деятельности заимствован у такой профессии, как коуч.
Коучинг – это такое взаимодействие профессионала и клиента, которое направлено на создание доверительных отношений. Результатом таких отношений станет раскрытие потенциала студента, максимальное повышение его эффективности в повседневной жизни.
В ходе работы с коучем, студент учиться жить осознанно, принимать решения на основе своих истинных желаний. Тьюторант неожиданно много узнает о собственных возможностях. Коучинг позволяет добиться самых высоких результатов, исследовать текущую ситуацию, определить внутренние и внешние ограничения студента на пути к результату, определить сильные стороны и разработать варианты действия, составить план.

Если применить коуч — подход на практике в общении со студентами, то диалог тьютора и тьюторанта может выглядеть примерно следующим образом:

Тьюторант: не могу решить, смогу ли совмещать работу и обучение в колледже. Понимаю, что надо помочь родителям, но не знаю, отразиться ли это на качестве моей успеваемости?
Тьютор: почему именно сегодня ты об этом задумался?
Тьюторант: потому что, доходы моих родителей резко снизились, помочь могу только я
Тьютор: как ты видишь свою помощь?
Тьюторант: финансовый вклад ежемесячно, например, 20 000 руб.
Тьютор: как ты думаешь, каким способом ты эти деньги «добудешь»?
Тьюторант: я пойду работать курьером
Тьютор: если я правильно понимаю, то твоя специальность «менеджер». Как связана будет твоя работа в качестве курьера с будущей профессией?
Тьюторант: никак, но я же не могу пока работать менеджером, у нет образования и диплома.
Тьютор: давай подумаем, кто бы мог помочь тебе в поиске работы и где, кроме внешнего рынка можно найти работу, которая связана с будущей специальностью?
Тьюторант (после длительной паузы*): я вспомнил, вчера психолог говорил, что у нас есть проект, который наш колледж реализовывает его совместно с социальными партнерами. В нем можно поучаствовать, как организатор и работу в этом проекте могут оплатить.
Тьютор: на сколько эта работа была бы тебе полезна?
Тьюторант: это было бы здорово!!!
Тьютор: что тебе нужно сделать, чтобы начать работу в этом проекте?
_____________________________________________
*-пауза – сильный инструмент коуча, а значит тьютора. Пауза дает возможность исследовать свои ресурсы, внутренний потенциал, услышать «внутренний голос». Тьютор становиться тем важным человеком в жизни студента, который не только слушает, но и дает возможность спокойно услышать себя самого. Терпение в этот момент, отсутствие навязывания опыта тьютором дает невероятного прорыва возможностей, которые станут ведущими к цели и помогут выстроить собственную траекторию успеха.

Тьюторант: (описывает свои организаторские способности, ответственность и другие качества, которые востребованы будут в этом проекте)
Тьютор: какая тебе от меня нужна поддержка?
Тьюторант: я сам всё узнаю и начну работать, я же менеджер! 

Данный пример демонстрирует огромное количество коуч – техник, которые использовал тьютор. В программе обучения коуч – технологиям в тьюторской деятельности слушатели имеют возможность практиковать эти техники, получая от ведущего и от коллег супервизию (обратную связь), но в этой статье мы уже можем увидеть как используются такие техники, как паузаоткрытые («сильные») вопросы, один вопрос – один ответ), проверка понимания (смысла) сказанного тьюторантом. Из данной работы тьютора и тьюторанта видно, что у последнего появилась возможность неторопясь подумать, вернуться немного назад, к ранее услышанному и понять, что же есть в его жизни сейчас, что может помочь решить его насущную проблему. Также прекрасно работает такая коуч – техника как создание доверительных отношений. Тьюторант должен доверять тьютору, и не только как профессионалу, но и как человеку. Их работа предполагает со- творчество и открытость. Кстати, что здесь первично, профессионализм тьютора или доверие человеку, вопрос достаточно сложный. Тьютор, работающий в коуч – технике должен уметь слышать тьюторанта, ведь то, что говорит вам студент, он потом не сможет еще раз повторить, а для того, чтобы продвигаться к цели, чтобы удовлетворить запрос, необходимо все время использовать ту информацию, которую дает нам клиент. Отсюда следует, что одна из профессиональных компетенций тьютора, это умение слушать и слышать.

 В завершении хочется отметить, поле для взаимодействия тьютора и студента достаточно обширно. Это и профориентационная работа (возможность поддержать или уточнить профессиональный выбор студента и достроить учебный план, разработать индивидуальную образовательную программу), и сопровождение адаптации первокурсника к среде и традициям колледжа, особенностям учебного дня и структуры учреждения и формирование у студентов представлений о профессиональной карьере (формирование понимания значимости осваиваемой профессии или специальности), и, конечно, развитие учебной мотивации.

Говоря о тьюторстве, как инновационном направлении в системе среднего профессионального образования, мы спрашиваем себя о том, кто же и зачем должен заниматься этой работой? 

В современной системе образования сегодня речь идет, прежде всего, не столько о педагогах, кураторах, официально работающих в должности тьютора, сколько о педагогах, обладающих, тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения. Этот факт важно учитывать при принятии решения о введении института тьюторства в каждом конкретном учебном заведении.

Очень важно начать процесс работы тьюторов в образовательном учреждении с понятных задач и целей. Ясность должна быть и у персонала (руководству образовательного учреждения и педагогическому составу) и у самих студентов, ради которых, в основном, этот инновационный проект вы планируете внедрять. 

Предлагаемые вопросы помогут прояснить важность и целесообразность создания института тьюторства в вашем образовательном учреждении и выбрать между куратором, психологом и тьютором или же предложить каждому специалисту свои понятные уникальные и очень важные функции:

1. Какие важные задачи решают тьюторы в нашем образовательном учреждении?
2. На какой новый этап развития нашего учреждения мы выходим с помощью института тьюторства?
3. Как новые специалисты помогут выпускникам построить свою жизнь более качественно? чему они будут благодарны? что будут помнить и использовать в своей дальнейшей жизни?
4. Как иным способом (если не тьюторы, то кто?) можно решить существующие проблемы?
5. Какие задачи студентов смогут решать тьюторы?
6. Какие требования мы будем предъявлять к тьюторам? С каким количеством студентов тьюторы смогут работать? Какие формы работы в нашем ОУ приняты? А какие мы готовы развивать? 
7. Где и когда пройдут обучение наши тьюторы?
8. Какие критерии оценки эффективности работы тьюторов мы определим?

Автор: Надежда Александровна Столярова

      • консультант по развитию некоммерческих организаций Российского Управленческого Сообщества,
      • карьерный коуч,
      • консультант,
      • член Ассоциации карьерных профессионалов.

Литература

1. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология. — Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов. – М.:АПКиПРО,2002. -с.69.
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — 2-е изд. -М.: Просвещение, 2009- 5 с.
3. http://newtomorrow.ru/articles/?page=to_chto_dumaem
4. http://aktiv-resurs.ru/mindmapping/
5. http://www.mindmap.ru/stat/begin.htm
6. http://www.edu-eao.ru/index2.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=106&Itemid=91
7. http://shishkinstreet.narod.ru/mathtutor101.html
8. http://www.eurekanet.ru/ewww/info/16174.html
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%BE%D1%80

1 комментарий on "[СПО] Введение тьюторского сопровождения в системе профессионального образования как инновационный проект для образовательных учреждений"


  1. Уважаемая Надежда Александровна, большое спасибо за статью: прочитала с большим интересом, особенно, часть рассмотрения тьюторства с точки зрения коучинга. У меня к вам запрос: так как упоминаю вашу статью в своей, можно узнать хотя бы по минимуму исходные данные: год написания, город. Буду очень признательна. С уважением, старший преподаватель ПГНИУ Мялицина И.П.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *