[Три кита тьюторского сопровождения.Окончание]Тьюторское сопровождение как особая педагогическая деятельность

Здравствуйте, уважаемый Читатель!

Благодарю тех, кто откликнулся на предыдущую публикацию

Теперь перейдем к третьему «киту» тьюторства – описанию тьюторского сопровождения как особого вида педагогической деятельности. Используем документ – профессиональный стандарт тьюторского сопровождения, принятый МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» в 2012 году.

В профессиональном стандарте представлено обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности. Она определена как педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП лицами разных возрастов и на разных ступенях образования. Включает: а) выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей, б) организацию проектирования образовательной деятельности, в т.ч. анализ и поиск образовательных ресурсов; в) содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, г) организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании. В профессиональном стандарте указаны 8 трудовых функций, сгруппированных в 3 обобщенные трудовые функции, и даны их описания согласно макету профессионального стандарта.

Шифр Наименование единицы профессионального стандарта
А Сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы
А.1 Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей
А.2 Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса
А.3 Оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе, планировании)  и реализации индивидуальной образовательной программы
А.4 Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы
А.5 Осуществлять выбор форм тьюторского сопровождения с учетом возрастных и личностных особенностей тьюторанта, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора
Б Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы
Б.1 Обеспечивать рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов образовательной среды, их расширение для реализации индивидуальной образовательной программы
Б.2 Сотрудничать с субъектами образования  и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта
В Разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы
В.1 Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности
В.2 Вести рабочую тьюторскую документацию

Каждая трудовая функция тьютора может быть раскрыта через описание основных трудовых действий, умений и знаний, а также дополнительных характеристик, как в примере ниже:

А.1. Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта

Основные трудовые действия

Выявлять область образовательных интересов и образовательных потребностей, интересов и  затруднений тьюторанта. Помогать выявлять, фиксировать и развивать образовательные цели тьюторанта. Консультировать тьюторанта по вопросам развития значимых для его образовательного запроса отраслей образования, науки, производства, культуры, жизнеустройства и т.д.

 
Необходимые знания

Дидактика. Возрастная педагогика и психология. Педагогика общего и профессионального образования (по профилю деятельности тьютора). Философские, психологические и педагогические основания тьюторской деятельности. Педагогика индивидуализации и психологии развития личности. Антропологический, системно-деятельностный, синергетический и компетентностный подход в образовании. Акмеология. Основы коррекционной педагогики.  Понятия мотива, интереса, цели, образовательного запроса. Классификации мотивов человеческой деятельности. Особенности познавательной (образовательной) активности и мотивации тьюторантов различных категорий (по возрасту, гендеру и др.). Результаты исследований о профессиях будущего, тенденциях развития  профессий,  отраслей науки и производства, сфер жизнедеятельности. Образовательные и профессиональные стандарты

Необходимые умения

Умение выстроить совместную с тьюторантом деятельность с учетом его позиции. Выстраивать и поддерживать доверительные отношения с тьюторантом и его окружением. Создавать условия для совместной познавательной деятельности, коммуникации и рефлексии. Использовать различные методики и приемы проявления и оформления образовательного запроса. Соотносить действия тьюторанта с трендами и контекстами развития культуры, науки, образования, профессиональной среды и т.д. Методически грамотно организовывать индивидуальную и групповую работу, образовательные события, рефлексию. Осуществлять поиск и анализ социально-педагогической, социально-экономической, научно-технической, культурологической и другой информации. Анализировать образовательные и профессиональные стандарты, фиксировать их требования к образовательным компетенциям тьюторанта. Составлять карты потребностей, целей, запросов, интересов, устремлений. Использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы

Другие характеристики квалификационного уровня

Коммуникативная компетентность. Соблюдение этических норм, тактичность.тактичность. Широкий кругозор и круг социально-профессионального взаимодействия. Проявление эмпатии по отношению к тьюторанту. Способность к анализу и синтезу, критическому мышлению. Способность к генерации новых идей (творчеству). Понимание других культур, верований, обычаев.

Прочесть подобную информацию обо всех восьми функциях Вы можете, скачав документ по ссылке

Желаю успешной работы с документом!

С уважением,

Мария Юрьевна Чередилина,

кандидат педагогических наук,

федеральный эксперт МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»

_______________

5 комментариев on "[Три кита тьюторского сопровождения.Окончание]Тьюторское сопровождение как особая педагогическая деятельность"


  1. Спасибо за ваше огромную и такую нужную работу1 Как вы только всё это успеваете? С уважением Л. Леглер

    Ответить

  2. Благодарю вас, уважаемые коллеги, за ваши труды и стремления в продвижении тьюторства. Для меня информация, приходящая от вас является чрезвычайно важной и своевременной. Ваша организация как маяк, освещающий путь и указывающий направление.

    Ответить

    1. Уважаемая Елена, благодарим Вас за положительную оценку нашей работы. Будем рады Вашей истории успеха!

      Ответить

  3. Постоянно перечитыва. переосмысливаю свою деятельность, многое уже понятно, тьюторскую позицию удаётся выдерживать. Много внимания уделяю мотивации клиентов- не все члены семьи готовы на изменения. Спасибо огромное. Очень понравился Стандарт. Сейчас для особенно важно описать свою практику — пока не получается.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *