Автор: Андрей Александрович Теров
кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедрой тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования
Тьюторская деятельность как инновационная и становящаяся, имеющая в качестве методологического базиса системно-деятельностную методологию, предполагает определение перечня обязанностей и функций в соответствии с конкретными целями и задачами, под которые в образовательном учреждении планируется использовать тьюторское сопровождение.
Согласно проектам нормативно-правовых документов, разрабатываемых Межрегиональной тьюторской ассоциацией основной целью деятельности тьютора в образовании является «…педагогическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) - педагогическое (тьюторское) обеспечение организации деятельности обучающихся по формированию и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ, создание избыточной развивающей образовательной среды и других условий для успешной реализации ИОП».
В связи с этим тьютор в сфере образования должен выполнять следующие функции:
· Сопровождать формирование и реализацию индивидуальной образовательной программы
Обеспечивать формирование и развитие индивидуального образовательного запроса тьюторанта с учетом его потребностей
Проводить совместно с тьюторантом анализ ресурсов образовательной среды для реализации образовательного запроса
Оказывать содействие тьюторанту в формировании (в том числе, планировании) и реализации индивидуальной образовательной программы
Организовывать анализ и оценку тьюторантом процесса реализации индивидуальной образовательной программы
Осуществлять выбор форм тьюторского сопровождения с учетом возрастных и личностных особенностей тьюторанта, личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора
· Организовывать образовательную среду для формирования и реализации индивидуальной образовательной программы
Обеспечивать рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов образовательной среды, их расширение для реализации индивидуальной образовательной программы
Сотрудничать с субъектами образования и иными заинтересованными сторонами для создания условий, способствующих реализации индивидуальной образовательной программы тьюторанта
· Разрабатывать методическое обеспечение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы
Разрабатывать и адаптировать методический инструментарий и дидактические средства тьюторской деятельности
Вести рабочую тьюторскую документацию
В наиболее общем виде функции, должностные обязанности тьютора представлены:
1.1. в едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕКТС) работников образования, с которым можно ознакомится например, на сайте министерства труда;
1.2. на сайте www.thetutor.ru например в разделах, касающихся экспертизы тьюторских практик, технологий и т.д. там же можно ознакомится с критериями оценки деятельности тьютора.
Конкретные задачи, функции и должностные обязанности тьютора/педагога с тьюторской компетентностью определяются и прописываются, согласовываются на рабочем месте при условии удержания базовых принципов и ценностей тьюторской деятельности и основных профессиональных функций тьюторского сопровождения.
Примерный алгоритм определения круга, перечня обязанностей тьютора/педагога с тьюторской компетентностью в конкретном ОУ может быть следующим:
— в ходе анализа выявляется и описывается проблема, мешающая субъектам образования эффективно заниматься образовательной деятельностью;
— проводится анализ и отбор наиболее эффективных педагогических средств решения проблемы. Анализируются возможности и эффективность использования тьюторского сопровождения как средства решения данной проблемы;
— подбираются педагоги-профессионалы которые аксиологически (по ценностным основаниям), теоретически и практически готовы осуществлять тьюторское сопровождение, в том числе освоившие программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации тьюторской направленности, рекомендованные профессиональным тьюторским сообществом (МТА)
— администрация совместно с претендентами на должность тьюторов /педагогов-тьюторов разрабатывают перечень задач, ожидаемых результатов от тьюторского сопровождения значимых для обучающихся и их родителей, педагогов, для ОУ, для региональной системы образования и т.д. Проводят их согласование.
— на основании нормативных актов и исходя из конкретных задач разрабатываются нормативные (локальные акты) рамочно, но достаточно понятно, на доступном для понимания всеми субъектами образования языке (для самих педагогов, для обучающихся-старшеклассников, для родителей…), регламентирующие тьюторскую деятельность и систему контроля и оценивания её качества. Например, Должностные обязанности педагога-тьютора, Положение об ИОП, ИОТ, Положение о документации тьютора; Регламент оценивания продуктивности и качества тьюторской деятельности и т.д.
Определения нескольких базовых понятий, разработанных сообществом МТА
тьюторское сопровождение в образовании – педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию образовательной среды и сопровождение формирования и реализации ИОП;
тьютор – педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании;
тьюторант – А) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сопровождаемый тьютором на основе обоюдного соглашения (договоренности);
Б) субъект формирования и реализации индивидуальной образовательной программы, сотрудничающий с тьютором;
тьюториал - открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ.
тьюториал — занятие (учебный тьюторский семинар) деятельностно-интерактивного типа в минигруппе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере
образовательные ресурсы – элементы образовательной среды, которые тьюторант может использовать в своей образовательной деятельности, в т.ч. при формировании и реализации ИОП;
картирование (работа с картой) – метод графического отображения образовательной деятельности, в т.ч. элементов ИОП (направлений индивидуального образовательного движения тьюторанта, пространства самоопределения и целей, образовательных ресурсов и субъектов образовательной среды и т.д.);
образовательное событие – форма организации образовательной деятельности, ситуация с высокой степенью неопределенности, предполагающая интенсивное освоение новых способов деятельности, продуктивные пробы, выход в рефлексивную позицию по отношению к образовательной деятельности, в т.ч. ИОП