О профессиональном стандарте тьюторского сопровождения

Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения

Быть тьютором – серьезный труд: тьюторство предполагает не только передачу знаний и опыта, но и ответственную воспитательную работу. Для того, чтобы регламентировать работу тьютора и упростить ее оценку, разработаны специальные профессиональные стандарты тьюторского сопровождения: они помогают специалистам более эффективно достигать поставленных целей, улучшать качество работы и осваивать новые возможности личностного развития и профессионального роста.

Тьюторское сопровождение в образовании стало востребованным не так давно: до последнего времени педагогам вменялось в обязанность обучаться в первую очередь собственными силами, то есть самообразовываться, а периодические курсы повышения квалификации использовались в первую очередь для оценки успешности данного процесса.

Сегодня ситуация в корне изменилась: профессиональный стандарт тьюторского сопровождения подразумевает возможность особой организации образовательных мероприятий (например, по по финансовой грамотности). Обучение тьюторству дает возможность педагогам получить доступ к новым методикам и актуальной информации по образовательному процессу и отработать теоретические знания на практике.

Автор текста: Мария Юрьевна Чередилина — руководитель «Международной тьюторской школы» – учебного проекта Московского тьюторского центра Межрегиональной тьюторской ассоциации, кандидат педагогических наук, эксперт Федерального института развития образования, эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации, координатор разработки профессионального стандарта тьюторского сопровождения. Адрес для переписки: [email protected]

маша ипег

Профессиональный стандарт тьюторского сопровождения может быть принят уже в 2013 году

21 мая Президент Межрегиональной тьюторской ассоциации РФ Татьяна Михайловна Ковалева и эксперт ассоциации Мария Юрьевна Чередилина представляли проект стандарта по профессии «тьютор» на рабочей группе при Экспертном Совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. В итоге обсуждения руководитель рабочей группы Юрий Михайлович Забродин, проректор ГБОУ высшего профессионального образования     г. Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет», д. псхл. н. поддержал идею утвердить профстандарт «тьютор» для социальной сферы уже в 2013 году. Рассмотрим историю разработки стандарта. Что принципиально нового привнес 2013 год в этот процесс?

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ

Тьюторское педагогическое движение в России насчитывает почти двадцать лет. С самого начала оно сочетало в себе научный и практический поиск, результаты которого в концентрированном виде представлялись на всероссийских тьюторских конференциях (г. Томск, с 1996 г.). При этом, отличаясь высоким уровнем новизны для системы российского образования, тьюторское движение какое-то время оставалось достаточно закрытым, «элитным». Однако в последние годы сложились условия и потребность в более широком распространении идей и практики тьюторского сопровождения как особой педагогической деятельности по сопровождению формирования и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП). Так, новые ФГОС всех уровней ориентируют образовательные учреждения на то, чтобы уделять особое внимание формированию условий реализации основной образовательной программы. Среди этих условий важное место занимает организация образовательного процесса. Ресурсом развития, с учетом современных тенденций в образовании и на рынке труда, несомненно, является организация образовательного процесса на принципах индивидуализации, открытости, вариативности, в т.ч. поддержка ИОП на всех уровнях образования (общее, профессиональное).

С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей в сфере образования (ИСТОЧНИК: приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования). Краткое описание тьюторской деятельности можно найти в квалификационных характеристиках по данной должности (ИСТОЧНИК: приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», от 11 января 2011 г. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»). Однако данные описания не позволяют представить профессиональную  деятельность во всей полноте – такова специфика данного формата.

Профессиональное обучение тьюторов с 2009—2010 учебного года ведется в формате магистерской программы при общеуниверситетской кафедре педагогики Московского педагогического государственного университете (зав. кафедрой – д.п.н., проф., Президент РАО Н.Д. Никандров; рук. программы – д.п.н., проф. Т.М. Ковалева). МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (президент – Т.М. Ковалева) также сертифицировала 5 региональных Центров развития тьюторской практики с правом разработки и ведения программ повышения квалификации и переподготовки в сфере тьюторства: Томской области, Республики Удмуртия, Москвы, Волгоградской области, Республики Чувашия. Однако это обучение нельзя назвать массовым, и сегодня образовательные учреждения испытывают дефицит достоверной, научной информации о возможностях тьюторского сопровождения, а также нуждаются в рекомендациях по введению тьюторства в практику работы, что связано не только с подготовкой самих педагогов-тьюторов, но и общей направленностью педагогического процесса, принятыми нормами взаимодействия участников образования, его нормативным и документационным обеспечением.

Как актуальные, Межрегиональной тьюторской ассоциацией на 2012—2014 гг. поставлены задачи:

— разработка показателей и процедур проведения оценки квалификации и сертификации  педагогов-тьюторов;

— разработка положений о тьюторском сопровождении в сферах, где  наблюдается наибольший дефицит нормативной базы и одновременно ярко выражена специфика деятельности тьютора (в семейном, инклюзивном образовании и др.);

- формирование программ подготовки педагогов-тьюторов всех уровней профессионального образования, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.

Решение указанных задач возможно на основе установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству тьюторского сопровождения как профессиональной деятельности. Этой цели и должен служить профессиональный стандарт.

 

ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ РАЗРАБОТКИ

Разработка профессионального стандарта тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы (ИОП) начата  под эгидой Межрегиональной тьюторской ассоциации с весны 2009 г. согласно макету и по методике, утвержденной совместно Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Национальным агентством развития квалификаций (НАРК). С 2010 г. разработка проекта велась совместно с Федеральным институтом развития образования как часть научно-исследовательских работ по разработке профессионального стандарта вида экономической деятельности «Образование».

Этап 1. Ознакомление с методикой разработки профессионального стандарта, выделение основных трудовых функций в рамках тьюторского сопровождения.

18-19 мая 2009 г. в Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялся Всероссийский научно-методический семинар «Стандарты деятельности тьютора: теория и практика». В рамках семинара проведена работа секции по разработке проекта стандарта тьюторского сопровождения в школе и вузе. Участники секции отметили, что в имеющихся на тот момент попытках описать деятельность тьютора, его функционал использовались: описание позиции тьютора как отличной от других педагогических позиций (учителя, психолога, консультанта и т.д.); описание технологии тьюторского сопровождения; описание функций тьютора, большей частью в логике общей схемы деятельности (контрольная, мотивационная, рефлексивная функции и т.п.); описание должностных обязанностей тьютора. Все эти попытки были необходимы и сыграли свою роль в построении педагогических практик и ведении научных дискуссий в течение более 10 лет. Однако очевидна их недостаточность для применения в сфере труда (при приеме на работу, планировании, организации и оценивании деятельности тьютора) и в сфере профессионального образования (для построения обучения, организации практики тьюторов). Участники обсудили, что эффективной основой для системного описания профессиональной деятельности тьютора может стать метод функционального анализа, который используется при разработке стандартов профессиональной деятельности Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также при разработке Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения. На секции был составлен первый список основных трудовых функций в рамках тьюторского сопровождения ИОП.

Более широко начало разработки профессионального стандарта тьюторского сопровождения было анонсировано 11-12 ноября 2009 г. в рамках II Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве высшей школы: подходы к разработке стандарта тьюторской деятельности», организаторами которой выступили Московский педагогический государственный университет и Межрегиональная тьюторская ассоциация. В работе конференции приняли участие 109 человек,  были представлены тьюторские практики образовательных учреждений России, Украины, Казахстана. Среди участников конференции — ученые, преподаватели педагогических и других высших учебных заведений, руководители и работники школ и учреждений дополнительного профессионального образования, специалисты учреждений начального и среднего профессионального образования, докторанты и аспиранты, студенты. Участники конференции отметили положительную тенденцию институциализации в Российской Федерации тьюторской деятельности и должности тьютора. Эта тенденция нашла отражение как в документах Минздравсоцразвития об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (май 2008 г.), квалификационных характеристик должностей работников образования (сентябрь 2009 г.), так и в работе различных центров тьюторского сопровождения: при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ, Московском институте открытого образования, в регионах. Представленные на конференции тьюторские практики, реализуемые в работе школ, учреждений высшего профессионального образования и повышения квалификации, подтвердили актуальность использования тьюторского сопровождения в качестве педагогической технологии, способной обеспечить новое качество образования, его доступность и эффективность. Было отмечено, что для учреждений начального и среднего профессионального образования использование тьюторского сопровождения в условиях введения  федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения позволит реализовать лучшие возможности этих стандартов, связанные с усилением практической направленности и вариативности в освоении обучающимися профессии и специальности. Дополнительный анализ тенденций развития высшего профессионального образования в России и за рубежом, в частности появления новых типов университетов, показал, что отнесение тьютора к группе должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала третьего уровня квалификации, предусмотренное Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008г. № 217н, не отражает всей возможной полноты деятельности тьютора высшей школы и требует принципиального пересмотра. Участники конференции поддержали идею о том, что, чтобы выделить весь комплекс функций тьютора и его отдельные составляющие, необходим специальный анализ тьюторской деятельности, описание ее стандарта. Формирование стандартов тьюторской деятельности станет важным шагом в обеспечении педагогических условий индивидуализации образования обучающихся всех типов и уровней образования, включая систему повышения квалификации самих педагогических кадров.

Этап 2. Разработка проекта профессионального стандарта тьюторского сопровождения ИОП.

Весной 2010 г. для реализации решений конференции была создана рабочая группа по разработке проекта базовых элементов профессионального стандарта тьюторской деятельности: названия(ий) видов трудовой деятельности и перечня трудовых функций. В группу вошли представители различных образовательных учреждений Москвы, гг. Томск, Новокузнецк, Междуреченск, Красноярск. За лето группа подготовила проекты базовых описаний видов трудовой деятельности: «Тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуальных образовательных программ в общем образовании», «Тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуальных образовательных программ в высшем профессиональном образовании».

10-11 ноября 2010 г.  разработанные материалы обсуждались в рамках III Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: разработка профессиональных стандартов тьюторской деятельности». Конференция подтвердила устойчивость интереса научно-педагогической общественности к вопросам введения тьюторского сопровождения в практику работы российских образовательных учреждений всех уровней. В работе конференции приняли участие 200 человек,  в т.ч. представители дошкольных учреждений и школ 100 человек, представители учреждений профессионального образования 35 человек, представители других групп:   65 человек. Руководитель Департамента стратегического развития Министерства образования и науки РФ Игорь Михайлович Реморенко в своем видеообращении к участникам конференции особо подчеркнул важность того, чтобы стандарты не создавались как жесткий документ, а имели необходимую гибкость, что позволит, в свою очередь, повысить качество образовательных услуг. Доцент кафедры педагогики МПГУ, ведущий научный сотрудник ФИРО Ольга Фридриховна Батрова отметила, что профессиональный стандарт тьюторской деятельности должен отразить требования работодателя, разделяемые профессиональным сообществом, и в перспективе сможет быть использован для коррекции Единого квалификационного справочника должностей. Профессиональный стандарт станет инструментом профессиональной идентификации специалистов, будет работать на рост авторитета профессии и повышение качества профессиональной деятельности. Второй день конференции был полностью посвящен работе с текстом профессионального стандарта тьюторского сопровождения. В фокус-группах в соответствии с методикой разработки профессиональных стандартов проведено отнесение трудовых функций (педагогическое обеспечение формирования и реализации индивидуальных образовательных программ, взаимодействие тьютора с другими участниками образовательного процесса, методическая работа тьютора) к квалификационным уровням, оценка их важности и частоты использования.

Этап 3. Внутренняя экспертиза  и доработка проекта профессионального стандарта.

Внутренняя экспертиза проекта профессионального стандарта велась в период декабрь 2010—февраль 2012 гг. К экспертизе было привлечено в первую очередь сообщество физических и юридических лиц – членов Межрегиональной тьюторской ассоциации, а также продолжена работа с Федеральным институтом развития образования. Информация о данном виде работ направлена в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, письмом Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2011 г. № 03-541.

Основные мероприятия:

Открытая экспертиза, декабрь 2010 — май 2011 гг. Размещение материалов разработки на сайте Межрегиональной тьюторской ассоциации на странице  http://www.thetutor.ru/about/lab.html, сбор и анализ поступивших предложений.

— Экспертная сессия в рамках Межрегионального проектно-аналитического семинара «Тьюторство в регионах России: перспективы развития» 12-14 июля 2011г. В связи с принципиальным единством трудовых функций, принято решение о разработке профессионального стандарта без разделения на тьюторское сопровождение в общем и профессиональном образовании.  Специфика работы тьютора на разных этапах и ступенях образования с обучающимися разного возраста должна быть отражена в описаниях единиц профессионального стандарта (в перечнях «знать», «уметь» и т.п.).

— Экспертиза в рамках IV Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве» (09-10 ноября 2011 г., Москва). Организована работа десяти фокус-групп (секций) — обсуждение и доработка проекта профессионального стандарта тьюторской деятельности, представленного от имени Правления Межрегиональной тьюторской ассоциации 06.11.2011 г. Основные задачи:

1)         Определить единицы профессионального стандарта (ЕПС) и элементы описаний единиц профессионального стандарта, которые, с точки зрения участников работы секции, верно раскрывают содержание вида трудовой деятельности «Тьюторское сопровождение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы», в том числе в обсуждаемой области.

2)         Определить единицы профессионального стандарта и элементы описаний единиц профессионального стандарта, которые, с точки зрения участников работы секции, требуют удаления.

3)         Определить единицы профессионального стандарта и элементы описаний единиц профессионального стандарта, которые, с точки зрения участников работы секции, требуют коррекции формулировок. Предложить формулировки.

4)         Определить единицы профессионального стандарта и элементы описаний единиц профессионального стандарта, которые, с точки зрения участников работы секции, должны быть внесены дополнительно. Предложить формулировки.

Все предложения по изменению должны были иметь письменное обоснование. Для работы использовалась вспомогательная таблица, также можно было делать необходимые пометки в тексте проекта профессионального стандарта.

— Экспертиза и доработка текста профстандарта экспертами Межрегиональной тьюторской ассоциации – членами тематической рабочей группы с учетом замечаний и предложений к проекту профессионального стандарта тьюторской деятельности от 07.11.2011, поступивших от участников IV Международной научно-практической конференции «Тьюторство в открытом образовательном пространстве» 09-10.11.2011. Предложения поступили как обобщенно по итогам работы секций конференции, так и в индивидуальном порядке (всего более 50 документов). Период 15 ноября 2011 г. — 29 февраля 2012 г.

По итогам внутренней экспертизы подготовлен проект профессионального стандарта тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы, который решено представить на внешнюю экспертизу образовательным сообществом, для дальнейшей передачи в Национальное агентство развития квалификаций (проект профессионального стандарта от 07 марта 2012 г.)

В этом проекте разработчики дали определение ряду терминов, сверх предусмотренных макетом профессионального стандарта, что обусловлено спецификой представленного вида профессиональной деятельности. Представлено обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности. Она определена как педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП лицами разных возрастов и на разных ступенях образования. Включает: а) выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей, б) организацию проектирования образовательной деятельности, в т.ч. анализ и поиск образовательных ресурсов; в) содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, г) организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании. Заявлен седьмой уровень квалификации тьютора, согласно Национальной рамки квалификаций,  что соответствует специфике педагогического труда. Указано 8 трудовых функций, сгруппированных в 3 обобщенные трудовые функции, и даны их описания согласно макету профессионального стандарта.

Организации, принявшие участие в разработке настоящего профессионального стандарта, представляют 34 субъекта Российской федерации. Из них организаций профессионального образования – 52 (50% от общего числа организаций), в том числе высшего профессионального образования – 25 (24%).

 

НОВЫЙ ВИТОК – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

К экспертизе проектов профессиональных стандартов с 2013 года подключилось Минтруда РФ. Помимо отраслевых, к разработке предложены межотраслевые профессиональные стандарты, представляющие профессии, которые востребованы в социальной сфере в целом. К социальной сфере при этом относятся: здравоохранение, культура, образование, физкультура и спорт, социальная работа. В перечне межотраслевых стандартов: «Специалист по работе с семьей», «Специалист по защите детей», «Специалист по социальному сопровождению», «Педагог-психолог», а также  «Медиатор», «Коуч», «Юридический поверенный в социальной сфере». Правление Межрегиональной тьюторской ассоциации приняло решение ходатайствовать о включении в данный список и профстандарта по профессии «тьютор», в связи с высокой актуальностью данной профессии не только в образовании. Обсуждение, состоявшееся 21 мая с.г., подтвердило правомерность данной позиции – она поддержана участниками рабочей группы при Экспертном Совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

Вместе с тем, обсуждение выявило ряд вопросов, на которые разработчикам еще только предстоит ответить. Например, это вопрос о том, какова нища тьютора в социальной работе и возможность сотрудничества с другими специалистами, занятыми в этой отрасли.

Рассмотрение профстандарта тьютора как межотраслевого должно  внести и новые акценты в понимание тьюторской работы с лицами с ОВЗ.

Обновленный  проект профтандарта планируется представить на общественную экспертизу осенью.

1 комментарий on "О профессиональном стандарте тьюторского сопровождения"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *