1 июня 2019 года Мария Чередилина, координатор некоммерческих проектов, кандидат педагогических наук, руководитель АНО «Центр методической поддержки наставничества „Моё будущее“» провела прямой эфир, в котором продолжила обсуждение литературы, полезной для педагогов, организаторов благотворительной деятельности и образовательных проектов.
На данной встрече основное внимание было уделено книге Катрины Ванхасс и Отиса Фултона «Сто друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга», которая вышла в мае 2019 года при поддержке фонда «Нужна помощь».
В книге раскрыты особенности мотивации людей к альтруистической деятельности, которая не связана с непосредственным материальным поощрением. Авторы подробно остановились на психологических механизмах мотивации.
Мария Юрьевна в своем видео коснулась нескольких особо значимых тезисов из этой книги:
«В процессе эволюции у людей развилась потребность в социальных отношениях. Причина этого проста. Нашим предкам, проявившим грубый индивидуализм, приходилось нелегко. Наш мозг сформирован так, чтобы позволить нам выживать в сплоченной группе.»
«Наш мозг запрограммирован на сотрудничество с другими людьми. Выясняется, что помогая другим, мы чувствуем себя лучше независимо от того, ожидаем ли мы от них чего-то взамен или нет. Когда мы ведем себя альтруистически, у нас в мозге активизируются те же самые зоны, которые связаны со вкусом шоколада и другими физиологическими наслаждениями.»
Мария Юрьевна отметила важность последней фразы, т.к. разная мотивация конкурирует в нашем мозге за активацию одних и тех же участков, связанных с удовольствием и вознаграждением.
Это означает, что при выстраивании долгосрочных отношений со своими учениками, волонтерами и клиентами, необходимо четко понимать, какой механизм активации удовольствия Вы предлагаете.
Существует два основных типа отношений: рыночные и социальные. В любой работе следует осознавать, на какой из них Вам следует делать ставку.
Так, рыночные отношения подразумевают наличие продукта с хорошим качеством, который удовлетворяет Вашего партнера. Получая этот продукт, и, давая что-то взамен, он чувствует себя довольным.
Если Вы предлагаете невостребованный на рынке продукт, у Вас не получится задействовать этот тип мотивации. Вам придется делать ставку на социальные отношения.
В качестве примера было приведен такой факт, что во многих развитых странах в поддержку некоммерческих проектов проводятся определенные акции. Например, совместные пешие прогулки людей со сбором средств в пользу проекта.
Также было приведено сравнение таких акций с марафонами забегов, велопробегов с установленным регистрационным взносом и дополнительным сбором денег в помощь некоммерческим проектам.
Во втором случае люди получают услугу, и, несмотря на оплату дополнительных благотворительных взносов, здесь мы имеем дело с рыночными отношениями.
В первом же случае люди становятся участниками именно социальных отношений, разделяют цели организации, которая их приглашает. Это обусловлено активизацией у них мотивации помощи другим людям.
Авторы книги «Сто друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга» очень подробно рассказывают об этих фактах, приводя в пример статистику и достоверные факты.
Особое внимание следует уделить тому факту, что нельзя производить замену предполагаемой символической награды на денежное вознаграждение, которое человек может пересчитать в свои рабочие часы.
Так волонтер должен получать награду в виде звонка руководителя проекта, особого значка, браслета или футболки с символикой организации заявленного некоммерческого проекта. Этот дар не должен быть сопоставим с рыночными аналогами по стоимости.
То же самое касается и сопровождения подростков в обучении. Любая материальная награда, которая может быть пересчитана в денежный эквивалент, будет снижать внутреннюю мотивацию человека.
На этом примере мы видим, как внешняя мотивация в виде материальной награды негативно воздействует на мотивацию внутреннюю. Это означает, что категорически нельзя использовать и поддерживать два этих вида мотивации одновременно.
Помимо внешней и внутренней мотивации в предлагаемой книге рассмотрен еще одни тип — образная мотивация. Мария Юрьевна называет такую мотивацию проективной, т.к. она связана с проекцией мнения о себе в глазах другого человека.
Этот тип мотивации тоже необходимо использовать, привлекая людей к деятельности, не связанной с рыночными отношениями.
Если Вы хотите получить карманную памятку мотивационной безопасности в виде таблицы, которая находится на стр.117 в книге «Сто друзей. Поведенческая экономика волонтерского фандрайзинга», сообщите свое желание ее получить в комментариях к данной информации.
***
Посмотреть более подробно прямой эфир «Как мотивировать человека на помощь. Памятка мотивационной безопасности.» можно по этой ссылке >>
***
Полезные материалы по этой теме:
- Видео «Развитие тьютора. Забота о себе как концепт и практика» смотрите здесь >>
- Видео « Впечатления от встречи с самым влиятельным философом современности Питером Сингером» можно посмотреть по этой ссылке >>