Система мотивации. Место приверженности


Здравствуйте!

Я люблю учиться у людей, у которых есть система в каком-то деле, и эта система помогает решать мне свои важные задачи, которые без этого не решались.

Сейчас прохожу программу Ивана Зимбицкого «Действия 10Х» #goldcoach #goldcoach.ru #действия10х.

Что нашла для себя важного после первого модуля:

1. Как человек, много лет работающий в педагогике и управлении (управленческий стаж на 6 лет меньше), я всегда интересовалась мотивацией людей.

Еще 20 лет назад зачитывалась книгой Евгения Павловича Ильина «Мотивация и мотивы». Да что там, она и сейчас у меня на полке — только что сбегала и сфотографировала для вас.

Евгений Павлович говорит о полимотивации в деятельности человека, особенно при достижении отдаленных целей. Тщательно анализирует типы мотивационных состояний, мотивацию разных видов поведения и деятельности. Приводит много «полевого» материала.

Сегодня в систему рассматриваемых им мотивов (а в конце книги есть подробный предметный указатель, так что можно проверить каждый термин) можно было бы добавить «приверженность».

О ней много пишут и говорят в контексте развития персонала.

Иван Зимбицкий рассматривает ее в первую очередь в контексте личного развития и управления собой как пару к «интересу». Он тонко обозначает, что людям, которым сегодня «интересно», завтра может стать «неинтересно» чем-то заниматься. А решение долгосрочных и трудных задач, как правило, предполагает развитие и других мотивов.

Именно приверженность своему делу, целям, ценностям помогает человеку преодолевать трудности, последовательно формировать у себя новые привычки, проявлять настойчивость и упорство.

Возвращаясь к педагогике, я даже думаю (и давно), что излишний акцент на «интерес» как начало и конец мотивации учения приносит больше вреда, чем пользы. Систему мотивов ученика нужно стремиться воспринимать целостно, и его самого учить тому же, не сводя все к долгу, интересу или другому единственному параметру.

А что я думаю об интересе как мотиве волонтерской и профессиональной деятельности, я написала недавно вот здесь: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1489794044522638&set=a.207812052720850&type=3&theater (катализатором появления этого текста в какой-то степени также стала возможность познакомиться с подходом Ивана).

2. Идея первичного вопроса, на который человек отвечает всей своей жизнью и который можно осмыслять и трансформировать.

Например, человек решал ключевую задачу как стать лучшим или выжить или заработать много денег. И это могло идти из самого детства, детского опыта, тогдашнего общества, установок родителей.

Но взрослый может глубже посмотреть на свою мотивацию, сформировать другую по направленности, а также боле полную и экологичную версию своего первичного вопроса.

Работу со своим первичным вопросом можно делать время от времени как специальное упражнение.
***

Сегодня начинаю изучать второй модуль программы «Действия 10Х», впечатлениями поделюсь, когда осмыслю материал.

А саму программу "Действия 10Х" можно найти на странице: https://goldcoach.ru/actions-10x/27/?utm_medium=3232592&product_id=1077557971&utm_source=default

Автор: Мария Чередилина — кандидат педагогических наук, лидер инноваций в образовании по версии ЦСИО СОЛь, эксперт Благотворительного фонда В. Потанина и Фонда президентских грантов, автор книг и программ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *