Педагогика Селестена Френе

Как воспитать ребенка здоровым, разумным,
деятельным членом общества

 

Онлайн семинар

17 апреля, среда

10.30–12.00 мск

 

Опыт проектирования собственной деятельности и взаимодействия с другими людьми. Опыт постижения реальности и превращения личных наблюдений, исследований в научную теорию. Интерес к миру и умение приобретать новое знание, овладевать новыми специальностями. Желание и умение договариваться, находить компромиссные решения. Что еще может понадобиться успешному человеку, живущему не в безвоздушном пространстве, а в обществе, сложном и противоречивом?

Увы, традиционная школа не готовит наших детей к подобной самостоятельности и общительности. И семья, к сожалению, не всегда умеет поддержать ростки детской инициативы. А ведь нет здесь ничего сложного. Никаких заумных технологий, заковыристых методик. Всего лишь – иные отношения с детьми, партнерские, демократические, иные представления о том, как приобретается истинное образование (точно не по учебникам).

В начале ХХ века недостижимый идеал выращивания образованного гражданина осуществил в своей школе замечательный французский учитель Селестен Френе. Опытом делится один из тех, кто вдохновляется его идеями по сей день, Рустам Курбатов – российский учитель истории, директор негосударственного лицея «Ковчег ХХ1», существующего уже более 20-ти лет.

  • Вы родитель ребенка, который ничем не интересуется и ничего не хочет делать?
  • Вы учитель, которому надоело вещать у доски? Вам хочется, чтобы на уроке кипела жизнь, рождались идеи, дети учились по собственному желанию, а не из страха перед двойкой?
  • Вы директор и вам хочется, чтобы ваша школа была нескучной, деятельной?
  • Вы разумный взрослый, которому важно, чтобы дети думали самостоятельно, а не повторяли чужие мысли, чтобы они исследовали и придумывали, а не корпели часами над скучными домашними заданиями?

 

 

На семинаре мы подробно изучим:

  • Как пробудить детское любопытство и построить образовательный курс, ориентированный на живой интерес конкретного ребенка, его собственные вопросы, а не на требования стандартной программы?
  • Как организовать образовательные десанты, превратив ребенка из потребителя знаний – в их носителя, можно даже сказать – просветителя?
  • Как изменить унижающую ребенка пятибалльную систему оценивания вдохновляющими Маршрутными листами?
  • Как школу теста превратить в школу Текста?

 

В ходе онлайн-семинара вы сможете задать ведущему свои вопросы и в дальнейшем получить поддержку наших специалистов.

 

 

Обращаем внимание педагогических коллективов!

Рустам Курбатов готов дать квалифицированную консультацию как родителям, так и директорам школ, педагогам. Он расскажет, как построить отношения с детьми немного на других основаниях, чем бывает в традиционной системе. Меньше казённости и схоластики — больше доверия, сотрудничества и свободы.

 

 

 

Чем государственная школа не устраивает большинство детей и даже многих взрослых?

Я как-то случайно купил и прочитал книжку Селестене Френе — рассказ о школе, где дети могут ходить по классу, выбирать задание, делать то, что им интересно. Я в тот момент работал в средней школе учителем истории, классное руководство в 5 классе, обычные дети. Это был мой первый и единственный класс в школе (в смысле классного руководства). Я жил с этими детьми: каждый день — до 6 часов в школе, каждую субботу — на реставрационных работах в Москве, каждые каникулы — походы. А в классе положено заставлять их сидеть неподвижно, молчать и списывать с доски…

Подумал: а вот если б с моими Толиком, Димой, Лёшой, Максимом — вот если б с ними такой класс сделать...

Ведь понимал, что нельзя. И уже собрался уходить со школьной зоны. Но подумал (молодой был): «А вот приду я к директору школы и скажу: «Светлана М., а дайте попробовать сделать такой класс — и не уйду я никуда из государственной школы, и останусь я на этой зарплате, хоть семью как-то надо кормить и свой ребенок уже родился...»»

Помнится, шел с электрички по шпалам и мечтал: «А вдруг Светлана М. загорится...»

Как вы думаете, какой был ответ?

 

В чем суть педагогики Френе?

Ребенок принес в класс череп дохлой крысы…

Это случилось лет 90 назад, на юге Франции, в Приморских Альпах, а учителя звали Селестен Френе...

Когда спрашивают: «А в чем сверхидея школы Френе?» — приходит на ум эта история о черепе крысы. Впрочем, я не совсем уверен в переводе, может, это был череп какого-нибудь другого грызуна.

Я представляю, что бы сделал нормальный школьный учитель, если б ученик посреди урока из кармана вытащил череп дохлого животного.

Френе, как пишут его друзья, обрадовался, попросил, чтобы ученик показал череп всему классу и посвятил урок этому предмету: как называется животное, каких размеров оно, чем питается, а каких еще грызунов вы знаете…

Мне кажется, что череп дохлой крысы – такой же символ педагогики Френе, как и его знаменитая типография.

С этим черепом в класс вошла, ворвалась улица с детскими играми, делами, фантазиями – с обычным миром обычного деревенского ребенка.

 

И все же, каковы основные принципы педагогики Френе?

  1. Ребенок — такой же человек, как и взрослый.

2. Большой рост — не основание для того, чтобы смотреть на других свысока.

3. Поведение ребенка в школе — это производная от его психологического и физиологического состояния.

4. Никто — ни взрослый, ни ребенок — не любит подчиняться силе.

5. Никто не любит ходить строем, потому что «строй» — это всегда подчинение внешней силе.

6. Никто не любит, когда его принуждают выполнять какую-либо работу, даже если эта работа сама по себе не вызывает отвращения. Принуждение парализует человека.

7. Человек предпочитает сам выбирать себе работу — пусть даже этот выбор не несет ему явных преимуществ.

8. Никто не любит работать вхолостую, как робот, то есть выполнять действия и подчиняться правилам, смысл которых он не понимает.

9. Нам надо научиться пробуждать интерес!

  1. Никакой схоластики!
    10а. Человек стремится к успеху. Безуспешность губит желание работать.
    10б. Труд, а не игра — вот естественное занятие для ребенка.

11. Не объяснение учителя и не наблюдение за тем, как работает другой (обычная школьная методика), а «Познание на ощупь» — вот естественный и общий закон познания.

  1. Память — а на этом держится вся Школа — является ценностью только в том случае, когда она отвечает жизненным интересам ребенка.
  2. Знания приобретаются не через выучивание правил и законов, как обычно думают, — а опытным путем. Начинать с правил и законов — в изучении языка, искусств, математики, других наук — все равно что запрягать телегу впереди лошади.
  3. Мышление не является, как учит схоластика, особым свойством, возникающим в отрыве от опыта, в стороне от реальной жизни человека.
  4. Школа культивирует лишь абстрактную форму мышления, которая в отрыве от жизни, становится лишь игрой в слова, в чужие мысли.
  5. Ребенок не любит слушать лекции.
  6. Ребенок не устает от работы, если она ему интересна, отвечает его насущным потребностям.
  7. Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто — ни взрослый, ни ребенок — не любит такой «контроль».
  8. Оценки и рейтинги не нужны.
  9. Говорите как можно меньше.
  10. Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам no себе или в команде, в обстановке сотрудничества.
  11. Порядок и дисциплина необходимы на уроках.
  12. Наказания не нужны. Это унижает ученика и никогда не позволяют добиться поставленной цели. Наказания — это худший способ решения проблемы.
  13. Новая школа предполагает существование коллектива, каждый член которого, в том числе учитель, принимает участие в управлении.
  14. Переполненные классы — серьезная проблема школы
  15. Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников.
  16. Демократия завтрашнего дня рождается в Школе. Авторитарная школа не может вырастить человека демократических убеждений.
  17. Учить детей можно только в обстановке уважения. Уважение к ученикам, а в первую очередь к учителям — одно из первых условий обновления Школы.
  18. Педагогический консерватизм — элемент социального и политического консерватизма — серьезная реальность, мы должны помнить об этом и уметь противостоять этой силе. (
  19. Нами движет и придает силы оптимизм и вера в жизнь.

Перевод с французского — Р.Курбатов.

 

Почему идеи Френе не очень популярны в России?

Почему в России прижились самые разные педагогические системы? А Френе не пошел? Вот ответ — почти притча.

Когда Селестен был уже стареньким, пришла к нему журналистка и сказала:

— Я хочу посмотреть, как работают учителя по Вашей системе.
Френе назвал адреса нескольких школ.

Прошло некоторое время. Вернулась журналистка, недовольная:

— Мсье, Вы сошли с ума. Я посмотрела десяток классов — учителя работают совсем по-разному.

— Мадам, если бы все они работали одинаково, тогда б можно было сказать, что я действительно сошел с ума...

Инструкции-то нет!

 

Дополнительная информация о ведущем вебинара

 Рустам Курбатов – педагог, историк, директор негосударственного лицея «Ковчег-ХХ1 век», автор многочисленных публикаций в прессе и нескольких книг о школе, о детях, о настоящей педагогике («Школа в стиле экшн. Дневник директора частной школы»; «Школа, где дети могут ходить на уроках»).

 

Отзывы о работе Рустама Курбатова

Елена Владимировна Чигодайкина

Спасибо, Рустам Иванович. Вдохновляет всё, что вы пишете. Главное — заставляет думать.

 

Мария Дульцева

Книга о школе, о школьном образовании, написана в стиле дневника. Фактически, это сборник дневниковых записей автора из ЖЖ. Именно такой стиль делает книгу живой, настоящей, жизненной, а также практичной. Автор прошел путь от учителя истории в обычной гос.школе до директора частной школы. Он не дает готовых ответов, а наблюдает, размышляет, анализирует над процессом образования в школе, школьными предметами, взаимоотношения учеников и учителей, учителей и директора. Многое, о чем я мечтала в образовании как педагог и как родитель, увидела воплощенным в работе Рустама Курбатова. Купила для себя и для директора школы, где учатся мои дети.

Мария Веселовская

Читаешь и начинаешь верить, что счастливое школьное время есть. Время, которое дети проводят с интересом, пользой, а ещё с радостью и удовольствием. В книге большое количество жизненных идей, находок, открытий для меня как преподавателя, для моих друзей как родителей. Чудесная книга, спасибо!

 

Екка 1264

Я просто пришла сказать спасибо Рустаму Ивановичу. Я завидую своей дочери и другим детям, т. к. они имеют возможность учиться в этой замечательной школе. Еще раз спасибо.

 

Интернет-ресурсы, где можно получить информацию о работе Рустама Курбатова и его школе:

Стоимость вебинара для физических лиц 350 руб.,  для юридических 800 руб. Для регистрации и оплаты напишите, пожалуйста, на адрес worldtutors.ru@gmail.com (Мария Чередилина)

 

Этот вебинар проводится в рамках I Международной онлайн конференции для родителей и педагогов «Высший балл!» с 15 по 30 апреля с.г. Конференция включает 25 вебинаров, посвященных эффективным способам обучения дошкольников, младших школьников и подростков. Программу конференции полностью смотрите, пожалуйста, здесь: http://school-online.ucoz.ru/index/0-5

 

2 комментария on "Педагогика Селестена Френе"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *