Автор: Мария Чередилина
Здравствуйте!
Поделюсь размышлениями.
Что происходит в профобразовании сегодня?
— Сделан акцент на квалификации как комплексном результате профобразования. Формирование национальных и отраслевых рамок квалификаций позволяют по-новому выстраивать представление обучающихся, в т.ч. обучающихся НПО, о личной профессиональной перспективе (росте, развитии). Уровень квалификации можно повышать всю жизнь, в т.ч. за счет приобретения практического опыта, управленческого опыта, смежных профессий. В образовании нет «тупиковых» ветвей, профессиональное образование любого уровня может служить основой для последующей полноценной профессиональной и общественной жизни.
— Понятие образовательной программы становится центральным, позволяя выстраивать варианты (индивидуальная образовательная программа (ИОП), сетевая образовательная программа, дистанционная), что не позволяла делать центрация на образовательном учреждении
— За счет увеличения числа многоуровневых учреждений профессионального образования, роста сетей, информатизации расширяется ресурсная база, доступная для построения индивидуальных образовательных маршрутов, сценариев, программ.
— Перестройка образовательного процесса, связанная с введением новых ФГОС (больший объем самостоятельной работы, необходимость контроля освоения общих компетенций, новая роль учебной и производственной практики) требуют большей ответственности, самостоятельности и инициативы студента. Работу по формированию этих качеств необходимо выстраивать с использованием современных педагогических технологий.
Место тьюторского сопровождения в НПО / СПО:
• Построение общих представлений о квалификации, профессиональном росте, формирование понимания личной и социальной значимости профессии / специальности.
• Построение и реализация (освоение) ИОП / ОПОП с элементами ИОП, ее фиксация в портфолио.
• Построение самостоятельной работы при освоении ОПОП профессии / специальности.
• Освоение профессиональных и общих компетенций при прохождении учебной, производственной практики.
• Проведение учебных исследований, проектов, участие в олимпиадах и конкурсах профмастерства.
• Подготовка выпускной квалификационной работы (проекта, исследования).
Соответственно, задачи тьюторского сопровождения обучающегося могут ставиться на разных уровнях:
1) Помощь в построении профессиональных планов, стратегическом и тактическом планировании профессионального развития с учетом ресурсов (антропологических, предметных, социальных), их дефицитов и возможностей развития.
2) Помощь в осуществлении планов: содействие в доступе к ресурсам, организация проб, обучение.
3) Обучение отдельным приемам работы с ИОП, в т.ч. навыкам самоорганизации, рефлексии.
Считаю, на этом этапе необходимы практические усилия по апробации возможностей тьюторского сопровождения в современной российской системе НПО / СПО, построение различных моделей работы, разработка примерных нормативных документов.