«Понимающая история», или Культура исторического мышления для школьника

«Понимающая история», или Культура исторического мышления для школьника

 

Онлайн семинар

29 апреля, понедельник

10.30–12.00 мск

 

Ответьте для себя на один вопрос — хотите ли Вы, чтобы наши дети, вырастая,  становились объектом воздействия (разумеется, из самых лучших побуждений):

  •  идеологических и политических установок?

Или Вы хотите видеть своих детей субъектами исторической реальности, людьми, которые осознанно принимают решения и обладают способностью противостоять социальному и политическому манипулированию?

Задумались?

Ответили?

А ведь в школьных науках каждый из нас изучал историю: «Такой-то царь в такой-то год вручил России свой народ». Все понятно. Как сказал автор учебника, так, значит, оно и было.

Оказывается, не все.

Не всегда.

И вообще, история это совсем не набор дат и событий. Не перечень через запятую исторических личностей.

А что же?

 

Что же тогда история?

 

 

Юрий Троицкий совершенно уверен, что целью школьной истории может стать формирование у детей и подростков культуры исторического мышления. Например, способность школьника проводить неочевидные исторические параллели и аналогии между событиями, биографиями или историческими процессами.

Почему дети зачастую так «прохладно» относятся к школьным урокам истории? Да потому  что в школьном историческом образовании господствует репродуктивная (необходимая, но не развивающая!) учебная деятельность: прочитай учебник, выучи, перескажи. Ну, таблицу составь в конце-концов.

Юрий Троицкий говорит: давайте попробуем по-другому. Давайте предоставим ребенку возможность самому «строить здания» исторических интерпретаций.

Еще 20 лет назад он предложил в качестве альтернативы привычному учебнику истории специальные текстовые конструктыдокументально-историографические комплексы, позволяющие построить разнообразные исторические версии событий и процессов.

В работе с такими конструктами учитель и школьники оказываются по одну сторону «баррикады» (по другую сторону находится документальный пакет) и в каком-то смысле становятся равными. Равными в возможности порождения авторской версии происходивших исторических событий и коллизий.

Главным речевым жанром подобного урока становятся реплики учеников и учителя, а монолог учителя уступает место реальному учебному диалогу.

Самое потрясающее для учителя, что такой урок становится ему действительно интересным — он обогащает педагога иными версиями и точками зрения на конкретное историческое событие и никак не позволяет уйти с урока с тем же, с чем и пришел.

Никакого «пустоговорения»: хочешь что-то доказать – опирай на исторический документ. Это твой костыль. Может, выдержит попытку поставить историю с головы на ноги, наконец.

 

Слово Ю.Л.Троицкому: «Семнадцать лет я работал в школе и мои историографические представления постоянно расширяются за счет моих учеников. Ребенок имеет дело с подлинными источниками и мнениями историков, собранными в контрастном режиме. Разумеется, речь не идет о превращении детей в таких «маленьких историков». Я имею в виду предоставление школьнику возможности реальной исторической деятельности — построение собственных (и потому ответственных) историографических интерпретаций».

 

Что делать, если Вы:

Учитель,

Родитель,

Школьник

И хотите перейти «От знания истории к пониманию истории»?

Хотите?

Приходите на вебинар «Понимающая история».  Здесь именно та  образовательная среда, которая поможет Вам перейти от простого воспроизведения исторических фактов к их интерпретации (от знания — к пониманию). Здесь каждый участник образовательного процесса может иметь свою «зону ближайшего развития».

И еще. Развивающая образовательная среда, порождающая новые смыслы и исторические версии, может сложиться только в том случае, когда посредником между учителем и детьми, а также между учениками становится произведение. Произведение для Юрия Троицкого это художественный текст или образовательная конструкция из противоречивых исторических документов, исследований и изобразительного материала, допускающая  множество равноправных, но различных интерпретаций.

 

Наш вебинар — настоящий учебный диалог — это не игра «во мнения» и не подтверждение давно известного, это — пробное пространство порождения новых смыслов исторических событий.

 

Юрий Львович Троицкий

После окончания Новосибирского госуниверситета (1979 г.), преподавал исторические дисциплины в пединституте и в Новосибирском университете. Защитил кандидатскую диссертацию по истории сибирского просветительства.

 В Новосибирске создал экспериментальную школу «Диалог» и участвовал в организации образовательного центра «Зимородок». Обе школы успешно работают и сегодня.

Автор инновационной технологии педагогического образования.

Авторская технология Ю. Троицкого по истории была реализована в серии рабочих тетрадей «Шаг за шагом» (издательство «Открытый мир»), тираж которых составил более 500 тысяч экземпляров.

 Вместе с В.И. Тюпой организовал издание научного журнала «Дискурс: коммуникация, образование, культура», ставшего вскоре международным изданием (сейчас это журнал РГГУ).

С 1998 г. работает в Российском государственном гуманитарном университете заместителем директора Института филологии и истории РГГУ. С 2010 г. – начальник отдела образовательного проектирования и дидактики Управления качества РГГУ.

Читает учебные курсы: «Историческая эвристика», «Введение в риторику исторического повествования», «Анализ исторического текста», «Методика преподавания истории в школе и вузе».

Организует международные научные конференции и летние школы по проблемам историографии «Языки историографии и историческая память» и инновационных подходов в школьном и вузовском образовании.

Участник  международных конференций и семинаров в Израиле, Канаде, США, Германии.

Член Ассоциации интеллектуальной истории РФ.

Автор около 100 научных публикаций, в том числе 2-х книг, учебных пособий и ридеров.

Неоднократно получал гранты фонда Сороса и иных фондов на организацию и проведение летних школ для студентов, аспирантов и молодых вузовских преподавателей. 

Любимое занятие — решение креативных задач.

 

Этот вебинар проводится в рамках I Международной онлайн конференции для родителей и педагогов «Высший балл!» с 15 по 30 апреля с.г. Конференция включает 25 вебинаров, посвященных эффективным способам обучения дошкольников, младших школьников и подростков. Программу конференции полностью смотрите, пожалуйста, здесь: http://school-online.ucoz.ru/index/0-5

 

 

1 комментарий on "«Понимающая история», или Культура исторического мышления для школьника"


  1. А что будет, когда сделают единый учебник истории? Будет, как у Оруэлла в 1984 — люди не будут знать, что происходило и происходит на самом деле, а правительство будет регулировать уровень и качество знаний населения — что выгодно в данный момент для государства, то и правда.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *