04-06 марта 2013 года прошел трехдневный семинар «Инновационные подходы к организации учебной и производственной практики в рамках ОПОП СПО по ФГОС третьего поколения: контексты индивидуализации и тьюторства»

terovАвтор: Андрей Теров

кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедрой тьюторского сопровождения образовательной деятельности Московского института открытого образования

04-06 марта 2013 года в Москве совместно с НОУ ДПО «Национальный институт современного образования» — постоянным партнером Международной школы практической педагигики и Московского тьюторского центра был организован и проведен трехдневный семинар «Инновационные подходы к организации учебной и производственной практики в рамках ОПОП СПО по ФГОС третьего поколения: контексты индивидуализации и тьюторства», посвященный поиску решений актуальных проблем организации учебной и производственной практики образовательными учреждениями довузовского профессионального образования в условиях реализации Федеральных государственных стандартов. В семинаре приняли активное участие представители Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Северная Осетия (Алания), Архангельской области, Московской области, Краснодарского края.

Участники семинара приехали на семинар с целью обсуждения и совместной разработки новых моделей и регламентов организации учебной и производственной практики обучающихся системы довузовского профессионального образования в условиях реализации ФГОС. Индивидуализация образовательного процесса и практики, как важной и неотъемлемой его составляющей, а также тьюторское сопровождение являются, по мнению участников семинара, важнейшим инструментом и ресурсом эффективной реализации ФГОС и формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Проблема тьюторского сопровождения учебной и производственной практики студентов в условиях перехода на образовательные стандарты третьего поколения с позиций нового качества образовательных результатов становится особо актуальной при разработке и реализации индивидуальных образовательных планов, планов профессионального становления студентов, при формировании их профессиональных компетенций и накоплении индивидуальных достижений.

На семинаре были рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

  • Современное состояние, тенденции и тренды развития современного общества. Вызовы времени системе образования. Мировые тенденции развития профессионального образования.
  • Проблемы и перспективы развития довузовского профессионального образования: индивидуализация и тьюторские практики как ответ на вызовы современности.
  • Роль и место, современные подходы к планированию и организации производственной практики в условиях реализации ФГОС НПО / СПО третьего поколения. Роль учебной и производственной практики в формировании общих и профессиональных компетентностей. Приобретение индивидуальных образовательных результатов в ходе учебной и производственной практики. «Узкие места» в организации практики и оценке ее результатов.
  • Аксиологические и дидактические основы индивидуализации образовательного процесса.
  • Тьюторская позиция педагога. Тьюторская позиция мастера производственного обучения при организации учебной и производственной практики. Тьюторское сопровождение как вид профессиональной деятельности. Обеспечение индивидуальных образовательных результатов тьюторанта (работа с инициативой, вопросом, дефицитом и т.д.), постановка образовательных целей.
  • Особенности методики разработки современных моделей организации учебной и производственной практики студентов при реализации ФГОС НПО/СПО: контексты индивидуализации и тьюторства.
  • Методики и инструментарий оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся при организации учебной и производственной практики: контексты тьюторства и индивидуализации

Работа групп в ходе семинара была организована с учетом уровня программ (НПО / СПО), укрупненных групп специальностей / профессий, наличия команд от одного ОУ.

Каждый участник семинара попробовал себя в роли проектировщика тьюторских практик, моделей и методик организации производственной и учебной практики с использованием ресурсов индивидуализации и тьюторства.

В результате были оформлены и представлены на взаимную экспертизу проектные замыслы по следующим тематикам:

  • Модель организации практики ОУ СПО медицинского профиля с использованием ресурсов индивидуализации в условиях реализации ФГОС.
  • Модель тьюторского индивидуального сопровождения обучающихся в полипрофильном колледже (ГБОУ СПО Технологический колледж №49 г.Москва).
  • Модель учебной и производственной практики будущих IT-специалистов, обеспечивающие профессиональное развитие студентов.
  • Регламент деятельности тьюторов в ОУ СПО.
  • Инновационная модель организации учебной и производственной практики с разработкой регламентов субъектов практики в условиях реализации ФГОС и др.

Анализ рефлексивных материалов участников показывает, что участники высоко оценивают уровень организации и деятельностный залог мероприятия. Приведем несколько суждений из рефлексивных эссе и анкет по итогам семинара:

«На мой взгляд, содержание семинара было полностью раскрыто, нам удалось реализовать на семинаре те цели, которые мы преследовали, а именно освоить основные подходы, механизмы и способы разработки моделей и методик организации практики в современных условиях».

Вместе с тем слушателям традиционно не хватило материалов-образцов, рекомендаций по организации практики: «На мой взгляд, семинару не хватает практической наклонности. Хотелось бы в дальнейшем видеть семинары практической направленности, с предоставлением Примерных положений, инструкций и регламентов, на которые можно было бы опираться и строить свои проекты по образцам, хоть они и занимали бы больше времени».

Видимо, далеко не все педагоги ОУ СПО/НПО осознают, что разработка и реализация моделей учебной и производственной практики, разработка регламентов и иных локальных актов – это прерогатива самих образовательных учреждений, ибо никакой внешний эксперт не может знать специфики образовательного учреждения, его педагогического коллектива, баз практики, региональных и этнических особенностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *