Страницы дневника международной стажировки в Латвии: первый день

Ольга ПоповаОльга Леонидовна Попова (г. Иркутск, Россия)
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры профессионального образования профессионального образования, технологии и предпринимательства Иркутского института повышения квалификации работников образования, региональный эксперт МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»

________________________________

-Сегодня, 22 сентября 2014 года, в рамках международной стажировки группы руководителей образовательных организаций Воронежской области по теме «Образовательные технологии: индивидуализация и тьюторство», состоялась встреча с администрацией, педагогами, ребятами и родителями негосударственной гимназии «Максима» города Рига. В ходе встречи руководители образовательных организаций из России услышали, на каких принципах в целом строится деятельность гимназии «Максима» и каким образом реализуется индивидуализация образовательного процесса. Следует отметить, что гимназии, имеющей двадцатилетнюю историю, действительно есть про что рассказать и что показать своим коллегам из России. В качестве основополагающего принципа директор гимназии, доктор наук, Ольга Михайловна Исакова, назвала принцип свободы как осознанной необходимости, уточняя, что свобода это «не когда каждый делает, что хочет», а это, прежде всего, воспитание ответственности, самостоятельности и организованности. А для этого человек должен расти в свободной ситуации. По сути, это вопрос о том, «что может говорить ученик и как».
«И ваш ученик может такое сказать!?» — спросили как то Ольгу Михайловну коллеги в ответ на ее цитату из речи ученика. «Да, — отвечает Ольга Михайловна, — потому что он человек. И если он промолчит, то я не знаю, с чем я работаю. Так он выложит свою критику, непонимание, радость, и я пойму, с чем надо работать. А если он промолчит – то я работаю с иллюзией про то, как я думаю, что он думает». В основе своей деятельности гимназия имеет и другие, не менее важные принципы. В частности, принцип изучения культуры, к которой принадлежит человек. Именно поэтому в гимназии уделяется большое внимание изучению истории, географии как Латвии, так и России. И конечно, изучению языка: русского, латвийского, английского и других. Важным является принцип толерантности – внимательного и уважительного уважения к другим культурам. Еще одним принципом является уход от классно-урочной системы и вовлечение обучающихся в образовательный процесс с помощью других форм. Для этого организуются и клубные встречи как во второй, так и первой половине дня, и экскурсии, предъявляющие, кстати, довольно серьёзные требования к подготовке обучающихся и рефлексии полученного опыта, и познавательные игры, проектная, научно-исследовательская деятельность. Ольга Михайловна отмечает, что гимназия открыта к опыту других образовательных организаций, и прежде всего к российскому современному опыту в области образования. Для этого сотрудниками гимназии осуществляются выезды на различные семинары, практикумы. Особое внимание в гимназии уделяется созданию особой атмосферы открытости и принятия, что и позволяет администрации позиционировать гимназию как «школу радости». Нам, как гостям гимназии, удалось почувствовать эту атмосферу доброжелательности на себе.
Поскольку гимназия стремиться идти в ногу со временем, она не могла не включиться в вопросы индивидуализации образования. Вся деятельность гимназии строится с учетом индивидуальных запросов обучающихся и их родителей. Работа идет через создание индивидуальных учебных планов. Нам, как управленцам и практикам сферы образования, конечно, были интересны модели подготовки и реализации таких учебных планов, поскольку учесть запросы каждого обучающегося с помощью индивидуального учебного плана — достаточно трудоемкая задача. Администрация гимназии поделилась с нами довольно интересным способом: обучающимся и родителям предлагаются «пакеты» услуг, содержащие различное количество часов на различные дисциплины, а также различные формы обучения (индивидуальные, групповые занятия, дистанционное обучение и даже сетевые формы реализации образовательных программ, в том числе с привлечением международных связей). И это позволяет обучающемуся выбрать тот «пакет», который в большей степени соответствует его образовательным интересам, при этом уточнив содержание занятий, в первую очередь индивидуальных, и даже выбрав педагога на эти отдельные занятия. Индивидуализации образования способствует не только обучение по индивидуальным учебным планам. Во второй половине дня обучающимся предлагаются «клубы по интересам», где ребята могут совершенствовать язык, общаясь с носителями иностранного языка, или погружаться в любой другой интересующий их предмет. Проектная деятельность также способствует открытости и вариативности образовательной среды. Обучающимся обозначается только тема проекта. Например: «СССР в 60х годах». А формы представления материала, да и само содержание, ребята выбирают сами. Здесь, конечно, подключаются межпредметные связи, поскольку можно рассказать о географии того периода, политической ситуации и даже о математических исследованиях того периода. Продолжительность одного проекта может доходить до года.
Безусловно, в таких условиях, обучающиеся имеют возможность не только «пробовать» себя в разных видах деятельности и понимать таким образом лучше свой образовательный запрос, но и выстраивать свой образовательный путь сообразно этому запросу. Все это позволяет не только «нормальным ребятам» проще находить свой жизненный путь, но и реализовывать себя ребятам с особыми образовательными потребностями, которых в гимназии немало (дети с нарушениями слуха, зрения, дети с диагнозом «аутизм» разной степени).
Участники российской делегации смогли побывать на открытых уроках гимназии и рассмотреть реализацию заявленных принципов на реальных примерах. Следует отметить, что участникам были представлены не только уроки, построенные на равноуровневой классической модели, но и уроки, демонстрирующие возможности инклюзивного образования, и уроки, объединяющие несколько образовательных параллелей (урок 7 и 8 классов, урок 1 и 2 классов). В общей сложности, участникам было продемонстрировано семь уроков, каждый из которых демонстрировал те принципы, о которых говорила директор Ольга Михайловна.
В завершение участникам из России была предоставлена возможность встретиться с родителями обучающихся гимназии и обсудить вопросы и модели взаимодействия родителей и образовательной организации. Данная встреча вызвала большой резонанс у присутствующих, вероятно, потому, что в Российской школе взаимодействие с родителями не всегда является удачным. Здесь же уже само присутствие родителей на встрече, их готовность прийти, говорит об их высокой включенности в жизнь гимназии. Долго обсуждался вопрос: как же все-таки должно строиться взаимодействие родителей и школы, кто какую функцию должен на себя брать и должен ли родитель контролировать процесс обучения в школе. В итоге пришли к выводу, что только готовность услышать друг друга, внимание школы к запросам родителей, открытость школы не только к другим образовательным системам, но и к родителям, атмосфера доверия и свободы, позволяет реализовывать партнерство школы и родителей.
В заключение хочется поблагодарить администрацию, педагогов и родителей гимназии «Максима» за радушный прием и готовность делиться своим, бесспорно ценным, опытом.

Ольга Леонидовна Попова
г. Иркутск, Россия
Кандидат психологических наук,
доцент кафедры профессионального образования профессионального образования, технологии и предпринимательства Иркутского института повышения квалификации работников образования, региональный эксперт МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация»,
тьютор группы участников стажировки, ведущая дневника поездки

_________________

3

_________________

2

_________________

1

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Активная ссылка на страницу-источник при использовании материалов в интернет обязательна.
Ссылка, оформленная по ГОСТ, при использовании в печатных материалах обязательна.
Политика конфиденциальности
© Международная Школа Практической Педагогики, 2012-2018 гг.
© Индивидуальный предприниматель Чередилина Мария Юрьевна, 2012-2018 гг.
Яндекс.Метрика