РИСКИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Здравствуйте.

Выделите три основных риска работы в парах «наставник-наставляемый» — с этим вопросом мы обратились к признанным российским экспертам по наставничеству. В ответах каждый из экспертов сделал свой акцент, а сквозной темой стала…

Угадали? Проверьте догадку в нашем материале.

Наталья Сергеевна Кремнева, заместитель директора направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив:

1) Завышенные ожидания. Дети могут ожидать особой заботы, постоянной поддержки, всепоглощающего внимания, а наставники могут считать, что детям заведомо интересно все то, что они хотят им рассказать. Способ преодоления — листки обратной связи. В начале каждой встречи стороны могут обсудить свои впечатления от прошлой встречи, в комфортной форме рассказать, что получилось, а где коммуникация «просела».

2) Изменение мотивации. В ходе программы, особенно если наставник и подопечный встречаются нерегулярно, стороны могут терять мотивацию к коммуникации. С другой стороны, мотивация подопечного в ходе программы может меняться, его цели и задачи — тоже, что требует от обеих сторон постоянной коммуникации, уточнения запроса и ресурса, отладки процесса.

3) Нерегулярность встреч. И наставник, и подопечный могут иметь нерегулируемую загрузку, особые личные обстоятельства, в результате пара может встречаться нерегулярно. Тогда сложно проследить нить коммуникации между сторонами, обеспечить эффективность программы.

Ирина Кондратьева, заместитель директора национального ресурсного центра наставничества МЕНТОРИ (инициатива Рыбаков Фонда):

1) Сопротивление родителей/опекунов на участие ребенка в программе наставничества.
Родительское участие и согласие имеют решающее значение для создания атмосферы успешных отношений наставничества. Поэтому особо важно дать родителю (законному представителю) полную информацию о программе наставничества (цели, задачи, ответственные лица, продолжительность встреч) и убедить в том, что основная роль наставника заключается в руководстве и дружбе с ребенком, а не замене родителей. Родитель или опекун, вовлеченный в наставнические взаимоотношения, может положительно влиять на результаты этого процесса. А недостаток родительской поддержки может явиться причиной досрочного прекращения наставнической деятельности. Родителям важно ощущать свою важность и необходимость быть вовлеченными в наставническую деятельность. Чтобы снять напряжение и сопротивление, можно предложить родителям участвовать в процессе подбора наставников, встречаться с куратором программы для обсуждения волнующих их проблем и оценки наставнической деятельности, помогать наставнику для достижения наилучшего результата работы с их ребенком.

2) Отсутствие у наставника мотивации добровольческой активности.
Это сквозная задача, решать которую необходимо постоянно. Мотивация начинает формироваться по ходу деятельности наставников. Работа над позитивными изменениями в жизни подростка часто является долгой. Поскольку наставничество предполагает создание новых личных отношений, возможно возникновение разочарований и обиды. Часто возникают недоразумения, причины которых находятся в культурных, этнических или религиозных различиях. Чтобы избежать возникновения или обострения личных психологических проблем у наставников, «синдрома эмоционального выгорания» необходимо предварительное обучение, еженедельные встречи, семинары и практикумы с участием куратора и других наставников. Деятельность будет особенно эффективной, если эта группа наставников представляет из себя не совокупность разрозненных участников, а сплоченную команду.

3) У подростка пропадает мотивация принимать участие в программе.
Отношения между наставником и наставляемым обычно имеют начальную фазу, во время которой подросток пытается понять, насколько он/она может доверять наставнику. Качество наставнических отношений зависит от степени уважения и доверия между подростком и наставником. Отношения с поддерживающим человеком являются наиболее важным фактором личностного роста подростка. У подростка формируется чувство собственного достоинства, если он видит, что заботливый взрослый (помимо родителей) готов вкладывать в него время, свои знания и умения, тратить на него свою энергию. На начальных этапах работы подросток может показаться грубым, неблагодарным и не желающим идти на контакт, продолжать участие в программе наставничества. Это нормальная ситуация для обоих в тандеме, потому что отношения строятся не сразу. Поэтому так важен этап качественной подготовки наставников, который включает получение психолого-педагогических знаний, организационных и коммуникативных навыков, ориентацию в возможных сложных ситуациях, соответствующих возрасту наставляемых, методы работы с семьей и др.

Дополняет Евгений Русинов, руководитель национального ресурсного центра наставничества «Ментори» «Рыбаков Фонда»:

— С нашей точки зрения, это три основных риска в тандеме «наставник – наставляемый». Перечислю некоторые другие темы, важные в контексте обсуждения рисков: выгорание, границы, вымогательства и манипуляции, безопасность (в том числе наставника), ресурсы наставника.

Виктор Николаевич Поливаев, исполнительный директор Союза наставников России, технический директор АНО «Абилимпикс-Россия», исполнительный директор Профессионального сообщества сварщиков, Москва:

— Главные риски работы пары «Наставник-Наставляемый» — это формальное отношение наставника, недоверие наставляемого и отсутствие внятного финансирования программы. Решением в первом случае будет проработка и применение четких критериев отбора наставника. Недоверие наставляемого мы также связываем с вопросом «качества» наставника, уровнем его подготовки и выполнения наставнических функций. Также я считаю, что необходимо стимулирование и оценивание работы наставника.

Дополняет Игорь Владимирович Тюфяков, руководитель проекта «Повышение производительности труда и развития наставничества на рабочем месте УрФУ, директор НП «Центральный институт труда», г.Екатеринбург

— Добавлю к вышесказанному (речь о наставничестве на производстве): 1) наставник не владеет методиками передачи знаний и умений ученику; 2) отсутствует личная мотивация у наставника; 3) наставник не авторитетен в бригаде, отделе.

Мария Чередилина, генеральный директор  АНО «Центр методической поддержки наставничества «Мое будущее»​:

1) Риск — завышенные ожидания. Когда программа наставничества уже растиражирована и имеет хорошие результаты, то организаторы, приглашая в нее новых участников, невольно транслируют позитивный настрой и уверенность в успехе. Важно, чтобы и наставник и наставляемый соотносили ожидания от программы и друг от друга не с идеальной картинкой из презентации программы, а с личной ситуацией, уровнем опыта и ресурсов, как это делали предыдущие участники — и именно поэтому могли осознать свой результат.

2) Риск – закрытость пары, нежелание принимать помощь, страх показать свою некомпетентность (у наставника). Важно, чтобы пара ощущала себя частью общей
программы, не боялась делиться своими затруднениями с координатором, тьюторами, кураторами, оставалась открытой для помощи.

3) Риск – наставник и наставляемый не приняли на себя ответственность за результат взаимодействия. Результат работы пары – общий, но, парадокс, он выше, если каждый принимает максимальную ответственность именно на себя, вкладывается в сотрудничество. Если оба в такой позиции (хотя наставляемому это сложнее), пара получается очень сильной.

Будем рады, узнать Ваше мнение! Пишите в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *