Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы о работе тьютора

Подборка часто встречающихся вопросов о тьюторстве и ответы на них.

маша ипегАвтор: Мария Юрьевна Чередилина - к.п.н. (с 2003 г.), доцент МПГУ, федеральный эксперт, член расширенного правления МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», федеральный эксперт Центра профобразования ФИРО, руководитель Международной школы практической педагогики, соавтор книги «Профессия «Тьютор».

Может быть, Вы сами полны колебаний и вопросов. Или Вам приходится отвечать на искренние сомнения и непонимание коллег.

Предлагаем Вам ознакомиться с подборкой реальных вопросов о тьюторстве и ответами на них.

Будьте более «подкованными»!

Ответы на вопросы

ВОПРОС: Что означает, что педагог-тьютор обеспечивает своим подопечным (тьюторантам) поддержку в построении и реализации индивидуальной образовательной программы? Кто пользуется такими услугами в России? Какая связь этой работы со школьным и с домашним образованием? Как выглядит работа тьютора?

 

ОТВЕТ: Возможность тьюторского сопровождения возникает там, где есть запрос человека на индивидуализацию образования, т.е. на решение собственных образовательных задач, построение особых (не типовых) образовательных маршрутов, программ, траекторий. Сопровождать можно человека любого возраста, способного проявить или сформулировать образовательный интерес, инициативу, просьбу о помощи в образовании, иной личный запрос на образование и, в более старших возрастах, профессиональное развитие. Тьютор владеет технологиями, которые позволяют человеку осознать, сформулировать свой запрос, осуществить планирование, реализацию и оценку действий, отвечающих этому запросу. Основные методы работы тьютора: тьюторская беседа, составление карты целей, составление ресурсной карты, организация проб и образовательных событий. В наших школах и вузах тьюторство пока живет в экспериментальном режиме, но, с официальным утверждением профессии (теперь ее можно ввести в штатное расписание образовательного учреждения, сделать соответствующую запись в трудовой книжке  и т.п.), имеет тенденцию к распространению. Есть место тьюторству в инклюзивном образовании, семейном образовании, туризме и других сферах.  Требуется нормативная база, иное мышление учителей, если речь о школе. Запрос на тьюторское сопровождение у детей и семей тоже нужно поддерживать и формировать, как элемент культуры построения собственного образования.

 

ВОПРОС:  Где уже работают тьюторы? Кто преимущественно заказывает услуги тьютора?

ОТВЕТ: Тьюторство в России существует в школах, вузах, инклюзивном, дистанционном образовании, в повышении квалификации педагогов, при организации нетрадиционных образовательных событий (интенсивные семинары, летние школы и т.п.). При этом возможны разные модели реализации тьюторского сопровождения. Например, тьюторское сопровождение в вузе может осуществляться по моделям: «тьютор-научный консультант», «тьютор-руководитель курса», «тьютор-старшекурсник», комплексная модель. В школе могут быть освобождённые тьюторы либо учителя с тьюторской компетентностью и т.п.

 

ВОПРОС: Как долго идет сотрудничество с тьютором?

ОТВЕТ: Длительность сопровождения зависит от задач, поставленных  в паре «тьютор-тьюторант» и может длиться от нескольких часов (разовая консультация или тьюторское сопровождение в рамках образовательного события) до нескольких лет.

 

ВОПРОС: Какие требования к тьютору (профессиональные, возрастные и пр.)?

ОТВЕТ: Описание профессиональных требований к тьютору нельзя уложить в несколько строк. Оно включает подробное описание основных трудовых действий, умений и знаний. Предполагается, что тьютор – педагог высокой квалификации, имеющий опыт деятельности в сфере, в которой он сопровождает тьюторанта, широкие социальные связи, развитую культуру мышления и самоорганизации, развитые коммуникативные навыки.

 

ВОПРОС: Тьютор, разрабатывая программу обучения, включает все возможности — онлайн, зарубежные школы и т.д.?

ОТВЕТ: Тьютор помогает тьюторанту определить и задействовать ресурсы, необходимые для решения поставленной образовательной задачи. Ресурсы могут быть культурно-предметные (знания, информация), социальные (места, сообщества, люди, события), антропологические (внутренние ресурсы тьюторанта). Масштаб действий тьюторанта предполагается соразмерный задаче и может охватить ОУ, поселение, регион и т.д. Вместе с тем, тьютор видит ценность в расширении ресурсов, поэтому составляемая им с тьюторантом карта ресурсов может на каком-то этапе быть избыточной.

 

ВОПРОС: Можете привести один живой пример, с чем человек пришел к тьютору, сколько заняла работа, что было на выходе?

ОТВЕТ: К тьютору можно прийти с вопросом, интересом, инициативой или проблемами: а) самоопределение в образовании и профессии; б) ориентация, выбор, навигация в избыточной образовательной среде; в) недостаток образовательных ресурсов; г) построение образовательного маршрута, программы (в т.ч. программы профессионального развития); д) организация и прохождение необходимых проб и событий, их рефлексия. В полноте  тьюторское действие охватывает решение всех этих проблем. Любой конкретный пример отразит лишь часть. Например, школа предлагает несколько десятков  кружков. Родители и ребенок работают с тьютором, чтобы выбрать кружки, наиболее удовлетворяющие интересам ребенка и семьи. Результат: прояснение оснований выбора, формирование образовательного заказа семьи, список выбранных кружков, согласованное расписание школьных и домашних занятий. Сохраняется возможность обсуждения результатов выбора и его коррекции. Также движение может быть нелинейным, а результат отличаться от заранее заявленного, если изначально заказ не сформирован, не осознан, противоречив. К примеру, работая с тьютором, семья может убедиться, что ребенку по каким-то причинам не нужен ни один из предложенных кружков.

 

ВОПРОС: Очень интересно, но, если честно, не очень понятно, чем тьютор отличается от психолога в школе (который теоретически должен помогать осознать, сформулировать и т.д.). Это человек, который помогает определить цели?

ОТВЕТ: Предметность деятельности психолога – психические процессы (внимание, память, мышление), состояния, особенности личности. В школе от штатного психолога ждут, как правило, работы с трудными детьми и семьями, решения проблем в обучении и социализации, а также организации тестирования детей по необходимым для анализа признакам. В индивидуальном консультировании психолог имеет большую свободу действия, помогает клиенту решить важные для него проблемы, в т.ч. проблемы самоопределения, самоорганизации и др. Предметность деятельности тьютора – разработка и реализация тьюторантом индивидуальной образовательной программы или ее элементов.  В полноте тьюторское действие включает работу с образовательными мотивами (интересы, цели, задачи) тьюторанта, помощь в составлении карты ресурсов, планировании, реализации и рефлексии необходимых действий. Коррекция психических особенностей или личности не является целью работы тьютора. При этом тьютор, при наличии соответствующего образования, может использовать в своей работе отдельные инструменты работы психолога, коуча и других специалистов. Но сходство на уровне инструментария не означает идентичности профессий.

 

Вы можете задать свой вопрос, и мы включим его в следующую подборку наших ответов.

Адрес для связи: maria.cheredilina@worldtutors.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *