Н.Столярова. Доверяйте интуиции

Доверяйте интуиции. Статья о том, как помочь ребенку найти свой путь в профессию

Столярова Н на сайтАвтор: Столярова Надежда,

консультант по развитию некоммерческих организаций Российского Управленческого Сообщества, карьерный коуч, консультант, член Ассоциации карьерных профессионалов.

ВЕРИТЬ И ДОВЕРЯТЬ

“Человек лишь там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы.”

Фейербах Л.

Каждый из нас хоть раз в своей жизни что- то или кого — то выбирал. Что выбирал? Да, все по — разному: семья или карьера, дети или работа, карьерный рост или тихая жизнь без амбиций. Легко ли давался выбор? Кто был рядом и мог поддержать? Или, быть может,  за Вас сделали выбор родители? педагоги? или муж?

Что тогда сделали Вы? Приняли ли то решение, которое хотели? о котором мечтали всю жизнь? А может Вы сказали себе: да, ладно, все еще впереди, надо уважать мнение близких, я им сейчас больше нужен … или же Вы себя убедили в том, что карьера не для Вас, и я что- то себе выдумал и ничего, все равно,  не получится,  возраст не тот, на развитие бизнеса нет денег, нет знакомых, кто бы поддержал. Ну, и так далее.

Сейчас растут свои дети,  и они скоро должны сделать свой выбор. Как вы поступаете? Что им советуете? Не те ли профессии, что выбирали вы сами когда- то? А, может быть, сами выбираете престижные, высокооплачиваемые и модные профессии, и убеждаете свое чадо, что, пойдя он именно этим путем, станет  обеспеченным  и счастливым?

А что говорит Ваш ребенок? Что ему нравится? О чем он мечтает? К чему стремится? Что ему кажется счастливой и обеспеченной жизнью?

Не знаете?!А если знаете, то аккуратно говорите: «погоди, вот вырастешь, будешь сам детей воспитывать, я посмотрю на тебя»……. или же «ты пока еще ничего не понимаешь. Сегодня спрос есть на инженеров, программистов, переводчиков, а ты надумал идти на  повара учиться, и это-то с твоими способностями…»

Знакомо? Это я описала, чтобы мы еще раз посмотрели на себя со стороны  и   подумали, зачем мы, родители, нужны детям? Чего и как  мы желаем им? Насколько мы позволяем им быть счастливыми, уверенными, творить и выражаться? Можем ли мы услышать ребенка? понять и поддержать его не диктуя свои правила?

А можем ли мы советовать, если сами не знаем, что такое полнота жизни и правильный выбор?

«Жизнь человека  — это процесс постоянного выбора. В каждый момент человек имеет выбор: или отступление, или продвижение к цели. Либо движение к еще большей боязни, страхам, защите, либо выбор цели и рост духовных сил». Это слова Абрахама Маслоу. Давайте подумаем, как помочь своему ребенку, чтобы научить его выбирать и делать это без страха. Вы можете сказать, что надо научить его думать и принимать решения. Да, это так. И тогда мы научили ребенка рассуждать, принимать обдуманные решения. Профессиональное самоопределение всегда связано с выбором. Выбор может быть основан на фактах, опираться на рациональность и логику, а может быть и интуитивным. Логика нам подсказывает, что  нужно посоветоваться с родителями, узнать куда поступает и что выбирает друг, какие ВУЗы или колледжи дают хорошее образование. А интуиция — это  то, что заменяет нам здравый смысл, то, что проникает в интеллект и то, что помогает нам за какие-то доли секунды оценить ситуацию, как комфортную или нет. «Мы доказываем при помощи логики, но открываем благодаря интуиции», — сказал Анри Пуанкаре.

Во время анализа причин, по которым Ваш ребенок может или должен выбрать профессию менеджера или программиста, у него внезапно возникает необъяснимое понимание того, что, например, самая идеальная по всем параметрам профессия вызывает сомнение, или же явное отвращение. Что же делать, если расчет в момент представления себя в профессии не приносит ничего позитивного?

То, что появилось, это и есть интуиция и к ней надо прислушаться, подобные вещи просто так не происходят!

В качестве практических советов по раскрытию себя, можно попросить ребенка рассказать о его желаниях, мечтах. Составьте список тех моментов его  жизни, когда он получил необыкновенное чувство удовлетворения от проделанной работы, радость. А теперь, вместе с ребенком подумайте, в каких сферах деятельности ЭТО (его таланты, ценности, мечты) может быть использовано.

Как узнать о таких моментах? Как понять, что это они, ценные и нужные события?

Обычно, человек, вспоминая о том, что ему было дорого и близко, очень активно проявляет себя, порою это происходит бессознательно, невербально: мурашки по телу, слезы, открытая жестикуляция, горящие глаза.

Такой поиск поможет использовать интуицию, как одного из главных ресурсов человека. И, поверьте, наряду с анализом позиции старших членов семьи, друзей и подруг, позиции учителей, школьных педагогов и профессионального информирования интуиция — сильный фактор.

Помните, что сказал П. Коэльо «что случилось однажды, может никогда больше не случиться, но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий». Поддержите его, будьте на одном дыхании. Пусть он поверит Вам и тогда сможет продолжить поиск и в следующий раз придет именно к Вам, как помощнику, как к хорошему слушателю. Это случится именно потому, что вы сопровождали его в самый ответственный для него момент, именно Вы были с ним рядом.

Подобные разговоры вас и ваших детей, несомненно, рано или поздно принесут плоды. Таким образом, мы помогаем не только ребенку и приучаем его к анализу, самопознанию, но и доверию Вам, как наставнику, другу. Теперь Вы для ребенка становитесь не просто мамой или папой со своим мнением и претензиями на слово в жизни своего чада.

Так, мы готовим ребенка к непредсказуемым, спонтанным действиям, к поступкам «сделать что-то «просто так», а не «потому что» (по А.Г. Асмолову).  Воспитание «надситуативной активности», т.е. готовности человека не только самостоятельно и осознанно совершать различные действия и поступки, но и стремиться к новому, незапланированному следовать не только к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные цели и смыслы в процессе своей деятельности (по А. Г. Асмолову). Именно это можно назвать воспитанием свободной, ответственной, смелой личности. И, поверьте, именно тогда, вам не придется навязывать и заставлять дочь или сына делать то, что Вы считаете правильным. Почему? Потому, что они сами смогут объяснить Вам свой выбор и сделать то, что и называется профессиональным самоопределением. И это уже будет «его игра, его поле, его правила», — как сказал герой фильма «Король лев». Ваши дети  «начнут заниматься тем, что им нравится, и им не придется работать ни одного дня в жизни» (Конфуций). Ваши дети будут получать удовольствие от профессиональной деятельности.

Если у Вас не получается самим ответить на вопросы, значимые для выбора профессии, окажется неясным куда же дальше двигаться, и что с тем, что получили теперь делать, Вам всегда поможет профконсультант или карьерный коуч. Родители, не будьте профориентаторами (к слову, по результатам социальных исследований, в России подростки считают главными помощниками в выборе профессии своих родителей). Помните, что профориентация — это системный подход с множеством разных видов деятельности, благодаря которому в сознании молодого человека выстраивается некий путь, уникальный, его собственный и неповторимый. И поэтому ваше влияние должно быть скорее  поддерживающим, нежели воздействующим, причем таким же системным осознанным и целевым.

Чем могут помочь карьерные специалисты? Карьерные консультанты могут  сориентировать в рынке профессий, учебных заведениях, требованиях к вакансиям. Почему важно обратиться к карьерному консультанту? Потому что вы сэкономите свое время и получите системное представление о рынке труда.

Есть и другие формы, помогающие человеку правильно поставить (сформулировать) карьерную цель. Карьерный коучинг — это такое индивидуальное сотрудничество, которое раскрывает и направляет личность, помогает выстроить жизнь в том направлении, которое наилучшим образом подходит человеку. Коучинг применяется в тех случаях, когда вам хочется что-то изменить в жизни или достичь конкретной цели, но вы пока еще не знаете КАК. Главная задача коуча- вдохновить, поддержать человека и помочь ему САМОСТОЯТЕЛЬНО найти решение стоящей задачи, без советов и без оценки.

Что вы можете получить в школах? колледжах? Конечно же, поддержку психологов, пройти тестирование и получить консультацию по интерпретации тестов. Многие образовательные учреждения организовывают экскурсии, мастер — классы с профессионалами, встречи с представителями разных профессий. Все это часть профориентации.

Помните, компьютер выдает только то, что в него ввели. Секрет успеха — не в информации, а в том, как её использовать, как применить то, что есть в вас, как раскрыть все способности и задатки. Известный лингвист Агацарский Г. говорил: «Тот большего достиг на жизни службе, чьи сила, ум и смелость жили в дружбе». Поверьте и доверяйте вашим детям, слушайте сердце!

Список литературы

1.            Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация — М.: Академия -2008. — 496 с.

2.            Асмолов А. Г.Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп.) — М.: Академия — 2007г. — 528с.

1 комментарий on "Н.Столярова. Доверяйте интуиции"


  1. Спасибо, Мария Юрьевна, хорошая статья. Особенно важно про интуитивное чувствование. Часто игнорируется, а это порой единственный шанс сделать оптимальный выбор. Еще раз спасибо автору и Вам:)

    С уважением

    Вера Кавецкая

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *