Читаем методическое пособие «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» | Международная Школа Практической Педагогики (МШПП) International School of Practical Pedagogy (ISРР)

Читаем методическое пособие «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Здравствуйте, меня попросили ознакомиться с данным пособием, выпущенным в Москве, и дать на него отзыв с точки зрения соответствия профессиональному стандарту тьюторского сопровождения.

Вот что у меня получилось.

NB: Приведенный ниже текст не является официальным экспертным заключением, предназначен для самостоятельной работы читателей рассылки и сайта worldtutors.ru и продолжает серию наших аналитических публикаций по теме: http://worldtutors.ru/srochnaya-informaciya-tyutor-pomoshhnik-uchitelya

Пособие соответствует заявленной теме, хорошо структурировано, носит практический характер. В пособии удачно сочетается обращение к зарубежному и отечественному опыту тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в инклюзивном образовании.

Рассмотрим пособие более подробно с точки зрения соответствия нормативной базе тьюторского сопровождения в России, в т.ч. с учетом содержания профессионального стандарта «Специалист в области воспитания».

На стр.21 авторы справедливо указывают, что приказы Минздравсоцразвития от 05.05.2008 №№216-н и 217-н ввели должность «тьютор» в правовое поле. Читателю необходимо знать, что в настоящее время эти приказы утратили свою силу, и изучить дополнительно документы:

  • Номенклатура педагогических должностей.
  • Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 29.06.2016) О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.
  • Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Отдельно можно рассмотреть вопрос о том, что занятие должности «тьютор» не является основанием для получения права на досрочную трудовую пенсию по старости.

На стр. 35. рассматриваются варианты оплаты труда тьютора. Наша позиция состоит в том, что основным целесообразно рассматривать вариант, связанный с занятием должности, а также понимать правовые особенности использования иных вариантов. Можно расширить список локальных нормативных актов, обеспечивающих реализацию деятельности тьюторского сопровождения в образовательной организации, добавив, например: «Положение о тьюторском сопровождении», «Форма письменного согласия родителей на тьюторское сопровождение обучающегося», «Порядок определения трудозатрат тьютора в рамках установленной продолжительности рабочего времени».

Стр. 62 и далее. Обратить внимание, что приведенные метафорические названия моделей «Тьютор — помощник учителя», «Тьютор — второй учитель» вызывают ассоциации, не соответствующие нормативной базе в Российской Федерации, где «тьютор» и «учитель» рассматриваются как самостоятельные должности (см. Номенклатуру педагогических должностей, соответствующие профессиональные стандарты, единый квалификационный справочник и иные).

В целом при чтении возникли следующие пожелания:

1) Было бы интересно более последовательно соотнести предлагаемые задачи работы тьютора, его функционал с элементами профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» в части обобщенной трудовой функции «Тьюторское сопровождение обучающихся» (на уровне трудовых действий, а затем умений и знаний). Обеспечить соответствующую преемственность формулировок, а где необходимо, обозначить дополнения по отношению к содержанию профессионального стандарта.
2) Уточнить порядок взаимодействия тьютора и дефектолога, а также медицинского персонала при сопровождении детей с ОВЗ и инвалидностью.
3) Использовать ссылку на реестр Примерных адаптированных основных образовательных программ по нозологиям http://fgosreestr.ru/.
4) Проверить наличие всех необходимых библиографических ссылок на источники по теории тьюторства, оформленных согласно ГОСТ, в т.ч. с использованием автоматизированных программ проверки заимствований.

В завершение, хотелось бы отметить, что на счету авторского коллектива, куда вошли И.В. Карпенкова, Е.В. Самсонова, С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова (порядок перечисления сохранен согласно выходным данным книги), множество пионерских разработок в области инклюзивного образования, что вызывает безмерное профессиональное уважение.

баннер ПК утв круглый стол 22.11.14

3слет_полиллоты

Напишите нам

Отвечаем в течение 72 часов

contact@worldtutors.ru

Разработка сайта - Веб - Студия "Arnbiorn"